Тезис о большом взаимном вреде нынешних санкций весьма популярен у руководителей и чиновников РФ, как отмечают «Ведомости». Президент Путин об этом с горечью говорил накануне проведения саммита G20. Глава МИД С. Лавров еще в октябре оценил ущерб европейской экономике от введенных санкций в 40 миллиардов евро, но в категорической манере отказывался обсуждать какие-либо условия для снятия этих санкций — мол, кто ввел, тот пускай и отменяет, а Россия сконцентрируется на своих ресурсах.
Но вот спустя полмесяца зам Лаврова А. Мешков в интервью СМИ предложил Евросоюзу взаимную отмену действующих санкций: «Единственное, на что сейчас мы рассчитываем, — чтобы они поскорее вышли из своей бессмысленной спирали санкций и быстро пошли по пути отмены санкций и разных черных списков, что позволит нам, в свою очередь, отказаться от наших личных списков». Каких-либо оценок российского ущерба тот же Мешков «не видел», но вот считает его сопоставимым с нынешним европейским.
За 5 дней до публикации обширного интервью г-на Мешкова глава Минфина А. Силуанов оценил потери родной страны в этом году от действия санкций в 40 млрд. долларов, от падения цен на нефть — в примерно 90-100 млрд. долларов. По расчетам экспертов авторитетного Центра развития НИУ ВШЭ, санкции непременно приведут к дополнительному оттоку финансового капитала из России в 60 млрд. долларов в 2014 году и в ближайшие 3 года (если их не отменят) - еще в примерно 170 млрд. долларов. В журнале Economist оценивают потери бизнеса РФ от санкций в 744 миллиарда евро.
Сравнение абсолютных цифр сейчас выглядит странно по причине несопоставимых размеров самих экономик ЕС и России. В прошлом году российский экспорт в ЕС превысил 54 процента его общего объема, а при этом импорт из Европы — 42 процента. Доля импорта РФ в странах ЕС — 12,2 процента, экспорта стран Европы в Россию — 6,9 процента всеобщего объема.
Отмена санкций без политических компромиссов невозможна.
Санкции болезненны для бизнеса РФ из-за ухудшения доступа ко многим дешевым кредитам, сегодняшним технологиям и оборудованию. «Введенные санкции и принятые «ответные меры» сильно разогнали инфляцию, увеличили цену множества товаров, уменьшили их ассортимент», - передают специалисты издания «Биржевой лидер».
Понятно, что власти России стремятся демонстрировать всем гражданам эффективность собственной политики: дескать, европейцы страдают от наших санкций никак не меньше, нежели наши от зарубежных. Российские власти хотят поскорее остановить разразившуюся войну санкций, но вот попытки свести проблему к всевозможным оценкам взаимного ущерба очень наивны. Кремль как будто забывает, чем вызваны санкции, и призывает их отменить, просто чтобы больше не терять денег. Но вот мотив санкций никак не экономический, и их цели далеко не экономические. Готовность к ведению переговоров по санкциям — это хорошо, но это должна быть полная готовность к глубоким политическим решениям и многим компромиссам.