Владимир Рыжков, известный российский либеральный политик и историк, профессор Высшей школы экономики, попытался проанализировать, возможен ли в сегодняшней России государственный переворот. Журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер" узнавали, что думает политик относительно того, насколько реален госпереворот в стране.
В своем блоге на интернет-портале радиостанции "Эхо Москва" Владимир Рыжков попытался проанализировать, грозит ли современной России государственный переворот, размышляя на эту тему накануне ежегодного послания главы государства. Он отметил, что на протяжении последних месяцев, на фоне все более разрастающегося украинского кризиса, введенных западными странами санкций против Российской Федерации и в особенности, персональных санкций, направленных против лиц из ближайшего окружения Владимира Путина, представители российской правящей верхушки вдруг решили, что Соединенные Штаты Америки (или, если брать шире, западные страны), взяли курс на смену режима в РФ.
Стоит отметить, что подобных заявлений не делал никто из официальных лиц – ни в Соединенных Штатах, ни в какой-либо из западных стран. То, что президент США Барак Обама включил российскую агрессию против Украины в число трех, наиболее серьезных угроз для международной безопасности, вовсе не означает стремление Вашингтона любой ценой сбросить правящий в Российской Федерации режим. Это также не вытекает автоматически и из тех санкций, которые были введены Западом против России. Более того, между администрациями российского и американского президентов в настоящее время ведется довольно активный диалог, в ходе которого внимание уделяется не только украинскому вопросу – стороны также обсуждают широкий круг вопросов.
Несмотря на это, глава российского МИД Сергей Лавров ходе недавно состоявшейся ассамблеи СВОП заявил прямо – главной целью введенных против России санкций является стремление западных стран сменить в стране правящий режим. По всей видимости, в Кремле воспринимают сегодняшнее поведение западных стран исключительно в таком контексте, и никак иначе.
Российские средства массовой информации наперебой принялись доказывать, что Соединенные Штаты, наряду с другими западными странами, занимаются подготовкой государственного переворота в Российской Федерации. Согласно замыслу Запада, санкции, которые были введены против России, должны спровоцировать недовольство российского населения, а представители оппозиции ("пятая колонна") должны завершить начатое западными странами дело, придав волне народного гнева нужное направление. Если всего лишь несколько лет назад теория заговора Запада против России являлась уделом исключительно экспертов-маргиналов, то теперь эта теория превратилась в официальную позицию российского руководства. По мнению Рыжкова, подобная метаморфоза вызывает еще больше вопросов по поводу степени восприятия реалий и адекватности те людей, которые сейчас находятся у руля страны.
Феномен государственных переворотов уже хорошо изучен.
После того, как в 1968 году на свет появилась книга "Государственный переворот. Практическое пособие" Эдварда Люттвака, феномен этого явления уже весьма хорошо изучен и известен. С той поры государственные перевороты сотни раз происходили в более чем сотне стран мира. После того, как распался Советский Союз, такие постсоветские страны как Грузия, Азербайджан, Армения, Молдова, Украина и Таджикистан также пережили госпереворот. Вполне возможно, переворот произошел и в Туркменистане, где в 2006 году при довольно странных обстоятельствах умер Туркменбаши. В 2005 году андижанские события происходили в Узбекистане. Более того, в 1991 и 1993 годах попытки государственного переворота происходили и в Российской Федерации. На сегодняшний день избежать государственных переворотов из всех бывших союзных республик (не считая балтийских стран) есть только у Казахстана и Беларуси, однако их иммунитет к данной проблеме отнюдь не является очевидным.
Остается вопрос, насколько оправданными являются опасения возможного государственного переворота в сегодняшней России, даже если предположить, что западные страны действительно (что довольно сомнительно) приняли решение попытаться это сделать.
Рыжков напоминает, что после 1945 года ни в одной из стран-победительниц во Второй мировой войне не было успешного государственного переворота, как не было его и ни в одной из стран "ядерного клуба". Единственным исключением стал Пакистан, однако ядерное оружие там было создано в ответ на угрозу со стороны Индии, и после 1999 года больше никаких переворотов в стране уже не было.
Люттвак в своей книге подчеркнул, что государственные перевороты являются уделом неустойчивых и слабых государств. Для переворотов уязвимыми являются страны со слабыми институтами гражданского общества, в которых народ относиться к власти как к погоде или как к климату, не имеющим к народу никакого отношения, в которых власть опирается на силовые структуры и бюрократию, страны с хроническим и долгосрочным экономическим кризисом и гиперцентрализованным госуправлением являются весьма уязвимыми для переворотов, поскольку для смены власти там вполне достаточно захватить столицу и установить контроль над бюрократией. Поэтому для того, чтобы обезопасить Россию от госпереворота, Путин должен осуществить реальные перемены в стране, избегая при этом осуществления рискованных внешнеполитических авантюр.