Ни следователи российской Главной военной прокуратуры, ни их коллеги из Следственного комитета не увидели нарушений закона в массовой гибели военнослужащих ВС РФ в этом году – примерно в таком ключе оба ведомства ответили на запрос правозащитников. Более детально о ситуации с реакцией СКР и ГВП на смерти российских военных в этом году узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Издание "Вести" отмечает, что в ГВСУ СКР сообщили об отсутствии у ведомства каких-либо сообщений, указывающих на наличие признаков совершенного преступления в случаях массовой гибели российских военных летом текущего года. Представители ГВП заявили, что следователями были установлены и проверены факты гибели военнослужащих. Официальные выводы этих двух ведомств были предоставлены правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга". Напомним, что правозащитники обратились в СКР и ГВП с просьбой о проверке появившихся в средствах массовой информации сообщений о гибели 29 военнослужащих российской армии и возбуждении уголовных дел в том случае, если эти сообщения подтвердятся.
Элла Полякова, председатель "Солдатских матерей", отметила, что оба ведомства оказались в очень непростом положении, поскольку им приходится отрицать очевидное. По словам правозащитницы, никакой надежды на проведение расследования по этому делу нет, поскольку российские граждане в данной ситуации предпочитают отмалчиваться. В настоящее время официальное обращение поступило только лишь от матери одного из военнослужащих - Антона Туманова.
Александр Передрук, комментируя присланные ведомствами ответы, назвал их "отписками" – получается, что в смерти российских солдат никто не виноват, значит, никто и не понесет за это никакой ответственности. Псковский депутат Лев Шлосберг отметил, что и ГВП, и СКР уже завершили проверки по данному делу, однако понять по полученным от ведомств ответам, будет или не будет возбуждаться уголовное дело, просто невозможно. Он считает, что при отсутствии состава преступления и без массового возбуждения следственными органами уголовных дел такое количество погибших военных может быть только в случае ведения боевых действий.
Сергей Кривенко, координатор движения "Гражданин и армия" объяснил, что дознание в воинских подразделениях проводят сотрудники военной полиции и командиры частей, и материалы по результатам проведенного дознания затем передаются в Следственный комитет. Если представители ГВСУ говорят, что сообщения о гибели солдат к ним не поступали, то либо процедура дознания не была проведена должным образом, либо не было выявлено состава преступления. Последнее крайне сомнительно, поскольку произошла массовая гибель военных. В ГВП заявляют, что дознание было проведено, значит, ответы просто противоречат друг другу. Кривенко подчеркнул, что если 29 военнослужащих погибли, то должен быть кто-то, кто отдал соответствующий приказ перед этим. Правозащитник напомнил об уголовном деле, которое недавно было возбуждено против воевавшего на стороне Украины россиянина Александра Железнова, при этом российские правоохранительные органы не возбудили ни одного уголовного дела против россиян, воюющих на стороне "ополчения". Он также напомнил, что ранее на запросы правозащитников отвечали о проведенной по данному факту проверке и решении о возбуждении уголовного дела.
По мнению адвоката Руслана Коблева, ответ ГВП следует трактовать как вынесение постановления об отказе от возбуждения уголовного дела. Он объяснил, что ни один из командировать не станет брать на себя ответственность, отправляя на украинскую территорию солдата срочной службы, а контрактника отправят в соседнюю страну либо находящегося в отпуске, либо по его собственной инициативе. В этой связи адвокат уверен, что заявление о предоставлении отпуска было в каждом из случаев гибели военнослужащих. Правозащитники уже привыкли выступать в защиту солдат-срочников, и это Коблев считает правильным. Однако с контрактниками ситуация уже другая – они сами заключили контракт на прохождение службы.
А российские солдаты продолжают гибнуть на Донбассе.
Пока российские ведомства продолжают отписываться на запросы правозащитников, российские военнослужащие продолжают гибнуть на украинской земле. В частности, по словам координатора "Информационного сопротивления" Дмитрия Тымчука, среди тел боевиков, которые погибли в бою в районе донецкого аэропорта 1 декабря текущего года, был идентифицирован российский офицер, занимавший довольно высокую должность – исполняющего обязанности начштаба одной из бригад спецназначения ВС РФ. Кроме того, была подтверждена информация относительно гибели в Донецке троих сотрудников российской Федеральной службы охраны, появившаяся несколько дней назад. Все трое были специалистами в области связи.
Тымчук отметил, что российский офицер погиб в результате полученного в бою осколочного ранения. Находясь в Донецке, он возглавлял оперативную группу управления, которая действовала непосредственно в боевых порядках российских войск. Во время объявленного вчера, 2 декабря, режима прекращения огня его тело было эвакуировано и подготовлено к отправке в Российскую Федерацию.