Как считает корреспондент «Нового Времени» Иван Яковина, для того, чтобы сделать предположение о том, как будет в дальнейшем развиваться ситуация в Российской Федерации, необходимо обратить внимание на Венесуэлу.
По его словам, обе стороны практически полностью зависят от экспорта углеводородов, и обе они насквозь коррумпированы клептократиями, главами обеих стран являются некомпетентные «преемники», которые получили свой пост по наследству. И в Российской Федерации, и в Венесуэле электоральную базу режима составили люмпены, которые получают подачки от государства, а оппозиция состоит из среднего класса, который находится на самообеспечении. Обе страны пребывают во враждебном отношении с США и дружат со странами-изгоями, к примеру, друг с другом. И для Российской Федерации, и для Венесуэлы с падения цен на нефть начались серьезные проблемы.
Бюджет Венесуэлы верстался, рассчитывая на высокую (больше, нежели 100 долларов за баррель) цену нефти, экспорт которой составляет около 96 процентов всех валютных поступлений в государство. За счет доходов с нефти кормилось не только правительство, но и низы, которые его поддерживали. Властями финансировались специальные магазины, в которых бедняки могли покупать товары по очень низким ценам. Кроме того, правительство субсидировало цены на практически бесплатный бензин.
После того как иссяк поток нефтедолларов, неофициальный курс доллара резко пошел вверх и при этом вызвал большое снижение импорта. Еще к этому моменту инфляция уже превысила 63 процента, а с падением цен на нефть к концу года, скорее всего, будет и 100 процентов. Потом стало известно, что экономика государства сильно монополизирована, а также полностью неконкурентоспособна, самостоятельно практически ничего нельзя произвести: в Венесуэле возникает дефицит элементарных товаров (даже сливочного масла и туалетной бумаги). Началось брожение не только среди «креативного класса», но и среди люмпенизированного населения и тех государственных служащих, которые традиционно поддерживали режим.
Однако случилось еще худшее. Инвесторы впали в панику и начали сбрасывать венесуэльские государственные облигации, а также акции частных компаний. Как оказалось, государственные золотовалютные резервы большей частью были разворованы, а некоторой частью нарисованы. По этой причине над страной нависла угроза гиперинфляции, а также суверенного дефолта.
В данной ситуации в венесуэльском правительстве развернулась жаркая дискуссия. Одни министры предлагали либерализировать валютный рынок, девальвировать боливар (это местная валюта) и отпустить искусственно сдерживаемые цены, при этом делая заявления о том, что именно таким способом можно будет спасти тонущую экономику государства. Их оппоненты вполне обосновано возражали, что либерализация способна привести к немедленному обнищанию населения, которое привыкло ничего не делать и получать подачки от государства.
Пока власти решили ничего не делать, а вместо того, чтобы кормить своих сограждан, они набивали им мозги пропагандой. Тогда президентом Николасом Мадуро было объявлено о том, что были начаты сразу две кампании. Первая занималась борьбой с коррупцией в рядах правящей верхушки, которая имела название «революционер не может быть взяточником». Вторая же занималась борьбой с преступностью. Напомним, что по ее показателю (преступности) Венесуэла находится на втором месте во всем мире. От первой кампании на данный момент нет никакого эффекта, а что касается второй, то тут польза незначительна.
В результате чего сложилась ситуация, которая до боли знакома россиянам: Мадуро, который является бывшим водителем автобуса, на полной скорости везет свое государство к обрыву, при том отвлекает своих пассажиров разговорами о том, каким честным и героическим борцом с Америкой и ее проявлениями он является. А тех немногих людей, которые пытаются крикнуть о том, что впереди находится обрыв, либо же на ходу выбрасывают из автобуса, либо заклеивают им рот и привязывают к сидению. Однако это никаким образом не отменяет неизбежного в этой ситуации финала.
Что сделать для того, чтобы Российская Федерация выжила?
Как считает российский оппозиционер Борис Немцов, самодовольство и самоуверенность власти Российской Федерации лопнет вместе с нефтяным пузырем. Пузырь, который был накачан большой эмиссией долларов, а также стремительным ростом китайской экономики, начал сдуваться на глазах.
Для того чтобы спасти государство, как утверждает Немцов, Путину необходимо прекратить военную агрессию против Украины и сесть за стол переговоров с Европейским Союзом и Украиной, чтобы договорится об отмене санкций в обмен на мир. Прекратить истерику и ложь, которые пропагандируются средствами массовой информации. Особенно это касается телевидения. Также необходимо прекратить преследовать оппозицию и провести нормальные выборы. К тому же, как считает Немцов, необходимо вернуть права регионам и муниципалитетам. Не лишним будет и прекратить гонку вооружений и вложить деньги в образование и в медицину. Путин также должен прекратить кошмарить бизнес, а также вмешиваться в работу судов. Еще одним немаловажным фактом будет сокращение чиновников и расходов на них. Однако, по словам Немцова, ничего из вышеуказанного российский лидер не сделает. Он будет делать вещи абсолютно противоположные, которые являются самоубийственными и для страны, и для него самого.