Первый замглавы фракции ЛДПР А. Диденко поделился предложением снизить нынешний проходной барьер в Госдуму до всего лишь 2,25 процента. Соответствующего рода законопроект уже был внесен на рассмотрение членами нижней палаты парламента. По мнению самого депутата, принятие такой нормы позволяет сплотить современное российское общество.
Как известно, с 2007 года на выборах в ГД барьер повышен был с 5 до 7 процентов, и лишь на парламентских выборах в 2011 году предусматривалось предоставление только 1–2 мандатов партиям, сумевшим набрать от 5 до 7 процентов голосов, что вообще не повлияло на всеобщую конфигурацию. На следующих выборах в 2016 году этот барьер составит 5 процентов.
А. Диденко заявляет, что основная цель нововведения – примирение, а также объединение современного российского общества. Когда страна пребывает на пути больших перемен и к тому же находится под угрозой явной внешней агрессии, нужно отыскать общий язык со многими политсилами.
По мнению данного парламентария, при снижении барьера в уже новый парламент сумеют пройти не больше 10 партий, которые создадут в свою очередь, свои маленькие фракции. Диденко считает, что сегодня есть много партий, которые способны принести значительную пользу обществу, работая в парламенте.
Он считает, что невероятная уличная активность после проведенных в 2011 году выборов была непосредственно связана с тем, что некоторые граждане не увидели в стенах парламента именно тех кандидатов, которые всецело отражали бы их интересы. После официального принятия законопроекта, по его личному мнению, будет возможно должным образом решить вопросы с масштабными уличными протестами и очень низкой явкой, вызванной явным отсутствием большего выбора политпартий.
Мнение других российских политсил.
Зампредседателя комитета ГД по современному конституционному законодательству С. Иванов считает, что это мера, недостаточная. «Мы изначально предложили убрать проходной барьер для политпартий. Не должно быть никаких процентов. Если политсила набирает на мандат, то сам кандидат проходит. Другими словами, счет идет не по процентам, но по голосам за мандат депутата», — заявил он.
Тем временем специалисты издания «Биржевой лидер» отмечают, что непарламентские партии поддерживают законодательную инициативу Диденко. Председатель ЦК политпартии «Коммунисты России» М. Сурайкин считает, что небходимо полностью демократизировать весь без исключения процесс и проходным барьером сделать число голосов, которое необходимо хотя бы для 1-го мандата. По его мнению, российская Конституция дает определения и закрепляет реальные права граждан на представительство во всех без исключения законодательных органах власти, но из-за крайне высокого проходного барьера в полной мере данное положение не выполняется.
По мнению одного из представителей партии «Родина», депутата ГД А. Журавлева, при хорошей работе возможно преодолеть и барьер в 5 процентов, но в ныне сложившийся ситуации реально конкурировать с парламентскими политпартиями тяжело. «Вопрос снижения установленного процентного барьера — правильный, но я бы обратил внимание на другое. Сегодня непарламентские партии оказались на порядок ниже в сравнении с парламентскими партиями. Так, со следующего года всем парламентским партиям увеличено финансирование вдвое, а непарламентским тогда что делать?»— отметил Журавлев.
Сопредседатель политсилы «Великое Отечество» Н. Стариков рассказывает, что основным риском, который связан со снижением упомянутого процентного барьера, может стать масштабное засилье в Госдуме партий, которые не представляют фактически никого. В свою очередь, зампредседателя «Патриотов России» Н. Корнеева уверена, что наличие настоящей депутатской трибуны в ГД позволит партиям в полном масштабе пропагандировать собственную программу на высшем, федеральном уровне. По ее личному мнению, принятие такого законопроекта позволяет непарламентским партиям войти в российскую Госдуму и оказывать реальное влияние на политику, а не заниматься какими-то уличными демонстрациями.
А вот И. Зотов - лидер известной Российской партии пенсионеров за справедливость считает, что нет абсолютно никакой необходимости видоизменять ныне существующий порядок. По его мнению, поскольку партия должна тесно работать с собственными избирателями и, только заручившись их активной поддержкой, проходить в парламент, а если у той или иной политсилы не получается проходить барьер, то это означает, что сама партия работает слишком плохо.
По мнению многих независимых и авторитетных политологов, такое анонсированное снижение ныне существующего процентного барьера исключительно позитивным образом отразилось бы на всей сегодняшней политической ситуации в государстве, но в то же самое время заявленные 2,25 процента — это уже крайне низкий порог. Так, например, политолог А. Миронов пояснил, что в данной инициативе присутствует достаточно большая демократическая логика, но в сложившихся условиях санкций такая норма может даже оказаться вредной. Руководитель Института стратегического планирования А. Гусев считает, что в России партийная система уже сложилась и как-то радикально снижать проходной процентный барьер сейчас никто не станет. Вместе с тем, снизить его до 4 процента было бы правильно.