Пока другие государства – участники «Южного потока» считают убытки от заморозки этого проекта, Москва смотрит на Европу глазами победителя. Глава «Газпрома» А. Миллер рассказал, что Россия лишь выиграла от закрытия «Южного потока», также в плюсе оказалась и Турция, которой европейцы вручили газовый вентиль. «Впрочем, эксперты не уверены, что этот ход – переориентация на Турцию – увенчается экономическим успехом, так как газовый холдинг все чаще руководствуется исключительно геополитическими мотивами госвластей, а не экономической целесообразностью», - пишет российская «Независимая газета».
«Газпром» слишком заигрался в геополитику.
Судя по интервью, которое недавно Миллер дал прессе, в компании толькои ждали отказа от дальнейшего строительства упомянутого газопровода. Негативных последствий от полного сворачивания данного мегапроекта как будто даже и нет.
«Решение об окончательной остановке «Южного потока» – это только начало конца всей нашей модели деятельности на рынке, когда мы в основном ориентировались на поставки нашим известным конечным потребителям», – заявил Миллер. Он при этом уточнил, что пункт для сдачи газа запланировано организовать на госгранице Турции и Греции, что впоследствии станет большой торговой площадкой для современного европейского рынка.
«Евросоюз Турции подарил газовый вентиль. И я так думаю, что Анкара может этим воспользоваться в диалоге с Европой. Ну а мы в итоге получили абсолютно нового стратегического партнера в крупном газовом бизнесе», – сказал г-н Миллер. Он заявил, что через территорию данной страны запланировано транзитировать больше 50 миллиардов кубов российского газа. «Фактически Турция становится таким же самым распределительным центром, как ФРГ на севере Европы», – считает Миллер. Он добавил, что на российском берегу объекты «Южного потока» использованы будут в уже новом проекте.
«Мы инвестировали около четырех миллиардов евро в разные российские газотранспортные инфраструктуры по созданию специального южного коридора для осуществления доставки газа в Краснодарский край, на большую компрессорную станцию «Русская». И эти все инвестиции в полной мере будут востребованы для реализации морского газопровода в турецком направлении», – рассказал глава холдинга. К тому же, по его мнению, роль украинского транзита после окончания строительства абсолютно новой трубы сведена будет к нулю.
Специалисты издания «Биржевой лидер» напоминают, что 1 декабря во время официального визита в Анкару Путин объявил о заморозке проекта «Южный поток». После этого руководство «Газпрома» подписало предварительный договор с компанией «Боташ» о начале строительства газопровода через глубины Черного моря в Турцию.
Россия полностью готова построить новую трубопроводную систему в дополнение к известному «Голубому потоку» и ввести в эксплуатацию газовый хаб для потребителей в странах Южной Европы. Мощность данного нового газопровода будет, как и у «Южного потока», а именно - 63 миллиарда кубов в год. Из них 14 миллиардов кубов должно будет идти турецким потребителям, а все остальные продаваться в Европу. При этом россияне уже согласились предоставить для Турции скидку на газ в размере 6 процентов с 1 января 2015 года. «В будущем, по мере реализации разных совместных крупных проектов, такая цена может стать еще ниже», - обещает Путин.
Эти скидки и уступки – лишь начало ряда очередных издержек, которые ожидают «Газпром» во время реализации нового, скорее даже политического, нежели энергетического проекта. При этом сама экономическая выгода корпорации от новой трубы, по мнению многих экспертов, далеко не так уж и очевидна.
«Чтобы построить газопровод, который стоить будет несколько десятков миллиардов долларов, обычно компании заручаются обязательствами непосредственно со стороны покупателей, – говорят в консалтинговой компании RusEnergy. – Здесь же можно увидеть, что госкомпания хочет вложить огромные средства в строительство инфраструктуры до вообще непонятного пункта на современной греческо-турецкой границе, а потом только объявить Европе: «Хотите – оттуда берите газ, не хотите – тогда не берите». По мнению экспертов, в условиях, когда в ЕС снижается потребление природного газа, и главным образом российского, строить очередную дорогую инфраструктуру не имеет абсолютно никакого смысла.
В Sberbank Investment Research отмечают, что Турция никак не лучше других транзитеров российского газа. Решение о строительстве очередного газопровода здесь считают сомнительным и видят в нем только лишь средство для организации давления на страны Европы. «Перспективы реализации данного проекта смутные. Мы можем, например, предложить 50 миллиардов кубов, но проблема в том, что даже если Европа все-таки захочет брать этот самый газ, там потребуются очень крупные инвестиции для строительства нескольких подводящих газопроводов и инфраструктуры, что «Газпром» делать отказывается. В ЕС активно ищут более дешевые варианты. Также там стремятся к диверсификации всех поставок», - говорят аналитики. Поэтому, по мнению экспертов, говорить с полной уверенностью о том, что газпромовский газ будет очень востребован, никак не приходится.