«Российская Федерация начинает жить в новой финансовой реальности после взвинчивания регулятором в лице Центробанка (ЦБ) России ключевой ставки до 17% и соответственного удорожания денег для российских банковских учреждений в полтора раза», - информирует 17 декабря интернет-издание «Slon».
Банки в своем большинстве для выживания намерены также значительно повысить кредитные ставки предприятиям и населению.
Банком ВТБ24 не будут меняться ставки процентов по депозитным и кредитным действующим договорам. Об этом заявлено корреспонденту издания Slon экспертом банковской пресс-службы Виталием Сухининым. С его слов, положения российского законодательства не позволяют в одностороннем эгоистическом порядке менять ключевые нормы и условия кредитных договоров. Поднимет ли ВТБ24 ставки по новым кредитным соглашениям? Из ответа Сухинина следует, что в банке еще не решили этот вопрос.
Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что еще одним тяжелым последствием девальвации и повышенных ставок в России является банкротство компаний и предприятий и ценовой рост. Резкое увеличение, демонстрируемое ключевой ставкой, предвещает, со слов эксперта в сфере антимонопольного законодательства при РАНХиГСе Вадима Новикова, инфляционное ускорение. Согласно его оценке, повышение процентных ставок сильнее всего повлияет на отрасли, которые от конечных потребителей удалены: «У магазинов будет не так много проблем, как у машиностроительных предприятий».
Отметим, что ситуация на валютном рынке России остается в плачевном состоянии. Курс рубля за почледние несколько дней потерял порядка 30% своей стоимости достигнув уровня 75 рублей за доллар, а евро более 100, - отмечают аналитики брокера Forex Trend / Форекс Тренд:
Насколько подорожает все, и что ждет банки, предприятия и экономику в целом?
Slon обратился с просьбой к авторитетным финансистам ответить на эти вопросы. Сергеем Романчуком, руководителем операций на денежном и валютном рынке в «Металлинвестбанке», ответ сводится к выводу: «Рост кредитных ставок будет шоком».
Непосредственное влияния ставка на курс не оказала. В подобных случаях на рынках развивающихся стран укрепление носит часто технический кратковременный характер, а затем рыночные участники набрасываются на ставшую дешевле валюту и ее скупают. Вот и сейчас доллар и евро взлетают заметно выше, чем они торговались некоторое время назад. Данное решение зато будет иметь ряд иных последствий.
Теперь Центробанк вряд ли может шаг сделать назад. Это значит, что кредитные ставки будут лишь повышаться. Сергей Романчук считает, что из-за такого шокового повышения уже 17 декабря банки станут пересматривать уровень ставок. Для уже текущих кредитов в законодательстве содержится защита клиентов от пересмотра, однако в зависимости от вида договоров возможны различные случаи.
Не есть бесспорным факт, что повышающиеся кредитные ставки оттолкнут от банков заемщиков: люди могут продолжать брать кредиты из ожидания, что ставки дальше будут еще более высокими. Очень уж напоминает это начало краха финансов в 1998 году, когда сначала ЦБ резко тоже взвинтил ставку, после чего все закончилось стопроцентными и выше ставками на ГКО и последующим дефолтом. Если на это массовое людское мнение и замкнется, то из опасений по поводу капитуляции Центробанка перед грянувшим кризисом люди способны удариться в разные спекуляции. Поэтому важно их вернуть к нормальной экономической жизни.
На днях первым зампредом ЦБ Ксенией Юдаевой говорилось, что она видит темпы инфляции выше одиннадцати процентов в первом полугодии будущего года. В силу этого Центробанк пытается делать ставки по депозитам положительными в реальном денежном выражении, чтобы они хотя бы превышали будущий темп инфляции. Но повышающиеся ставки подрывают доверие населения к банковским учреждениям, и с этой стороны они нуждаются в дополнительной поддержке.
Банки столкнутся с проблемой переоценки балансов до Нового года: значительная часть пассивных (заемных) средств банкирами берется именно у Центробанка. Стоимость пассивов увеличивается резко, а ставки выданных кредитов не повышаются. Это, соответственно, приводит к большим банковским убыткам. Наверняка появятся банки пострадавшие.
Подорожание кредитов приведет к росту себестоимости продукции предприятий. Рынок это волнует мало – если достаточная конкуренция, то не вырастут цены, но обанкротится часть действующих субъектов хозяйствования.
Испытывает серьезные удары и долговой рынок, поскольку у облигаций была котировка, исходя из абсолютно иной доходности. Теперь за новой ставкой потянется все остальное.
ЦБ станет стимулировать коммерческие банки по вопросу возврата ему средств, но опять такая стимуляция по экономике ударит – уйдут деньги в ЦБ, а процессы кредитования будут сворачиваться. Предпринимаемые со стороны Центробанка ужесточения для свободных денег банков в подобной ситуации есть малоэффективными в смысле удержания валютного курса: клиентами банков – компаниями, фондами, физлицами, импортерами – все равно заказывается у банков покупка иностранной валюты, вне зависимости от того, насколько лишает ЦБ денег сами банковские учреждения.
С утверждениями Сергея Романчука перекликаются и выводы Евгения Надоршина, бывшего советника в российском Министерстве экономического развития, главного экономиста в АФК «Система». Он считает, что скоро можно будет увидеть в России сотни банков, ликвидированных из-за происходящих финансовых передряг.