Участники государственных закупок быстро отреагировали на ажиотаж на современном валютном рынке. С августа все больше госкомпаний выставлять заказы начали, номинированные в долларах и евровалюте. К этому времени на сайте госзакупок официально размещен 131 лот лишь от заказчиков федерального уровня на денежные суммы от 2 тысяч долларов до 11 миллионов долларов. По мнению экспертов, так госкомпании пробуют себя и поставщиков обезопасить от скачков курсов инвалюты и сделать заявку больше привлекательной для разных потенциальных исполнителей.
Госструктурам по душе инвалюта, но не рубль.
С августа текущего года, когда рубль начал слабеть, к этому моменту на официальном интернет-сайте госзакупок появилось целых 862 лота в долларах. Из них 131 лот был размещен заказчиками исключительно федерального уровня — госкорпорациями, министерствами, а также исследовательскими центрами. Все остальные заказы разместили разные структуры нынешнего муниципального уровня. Если сравнить: с 1 января на сайте госзакупок было чуть больше 700 лотов, что оценивались в долларах, причем именно федеральные заказчики выставляли только сорок лотов.
С 1 августа самый наибольший лот разместило Минобороны, которое заплатить готово 11 миллионов долларов за услуги по экспедированию перевозок в Таджикистан, Китай и Беларусь. Количество лотов в евро ведомства и госкомпании стали объявлять даже в два раза чаще. Так, с 1 августа по 17 декабря текущего года на сайте госзакупок официально появилось 432 тендера в данной валюте. При этом с января по август 2014 проведено было всего 224 тендера в евровалюте.
Специалисты издания «Биржевой лидер» отмечают, что согласно данным с официального сайта госзакупок, в евро заказы размещают компании, чья деятельность в основном связана с авиацией. Так, например, среди крупнейших заказчиков являются ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», что за 8,3 миллиона евро себе покупает программное обеспечение, а также производственный комплекс «Роствертол» с закупками многоцелевых станков за 4 миллиона евро. Среди заказчиков множество госбанков, активно покупающих товары в долларах и в евро. С одним из наиболее крупных заказов, которые выставлены в ноябре, выступает Сбербанк. За 408,2 миллиона долларов он подыскивает организацию для организации поставок оборудования компании IBM, а также выполнению работ по пусконаладке и монтажу.
Официально размещая заказы в инвалюте, ведомства никоим образом не нарушают действующий закон о госзакупках, а тем самым стремятся себя обезопасить от срыва заказа. Согласно закону госведомство цену может выставить в инвалюте, если требуемую услугу или товар не могут предоставить предприятия РФ. При этом все без исключения расчеты внутри государства производиться должны лишь в рублях. Расчет производится согласно курсу на момент заключения официального контракта.
Глава Центра размещения госзаказа А. Строганов рассказывает, что закупки в инвалюте чаще всего выставляют ведомства, к примеру МИД, для обеспечения надлежащей деятельности посольств в других странах, или Минобороны. Но в последнее время все большее число российских предприятий, которые не имеют никакого отношения к зарубежной деятельности, выставлять заказы стали в валюте.
По его личному мнению, сами заказчики таким образом себя и поставщиков пытаются обезопасить от скачков курса на современном валютном рынке и обесценивания рубля, а также повысить саму привлекательность заказа. Строганов пояснил, что чем дольше висит на сайте рублевая заявка, тем больше оказывается риск, что она обесценится и никто ее исполнять не захочет. Если же установить цену в долларах или евровалюте, то она станет для исполнителей более привлекательной.
По словам представителя Минэкономразвития Е. Лашкиной, увеличение числа валютных закупок тесно связано с тем, что все большее количество заказчиков иметь дело хотят с иностранными контрагентами. Поставляя лот в инвалюте, производится закупка с тем или иным зарубежным контрагентом. На такие действия заказчиков распространен 223-ФЗ, устанавливающий рамочные нормы регулирования. Одновременно, добавила она, по результатам 3-х кварталов Минэкономразвития не наблюдало никаких трудностей с исполнением тех или иных госзаказов.
Консультант российского МИД по вопросам размещения госзаказов О. Емцова рассказывает, что ситуация по-разному складывается для госкорпораций и бюджетных организаций. Большие госкорпорации, такие, например, как Сбербанк, выставлять лоты могут в любой валюте, потому что сами зарабатывают деньги, в этом незаконного ничего нет. Корпорации переводят лоты в американские доллары, чтобы обезопасить себя от рисков резких колебаний валюты и чтобы их подрядчики с зарубежными поставщиками расплачивались без какой-либо потери стоимости.
В противном случае сам непосредственно заказчик сильно рискует не получить вообще запрошенный товар или услугу. Например: заказчик хочет себе услугу за сто рублей. Пока он объявит данную процедуру и отыщет исполнителя, пройдет несколько месяцев. При нынешней инфляции исполнитель не станет браться за такого рода заказ, ведь на момент завершения сделки вся его работа стоить будет уже двести рулей. Именно так, по словам г-жи Емцовой, и происходит с бюджетными организациями.