Ночью с четверга на пятницу в чеченском поселке Кошкельды неизвестные при помощи тяжелой строительной техники разрушили дом родственников бандитов, которые устроили теракт в Грозном. Этот дом - десятый в списке жилищ родственников предполагаемых боевиков, которые подверглись разрушению. Об этом пишет издание «Московский комсомолец».
«В ночь на девятнадцатое декабря в поселке Кошкельды (Гудермесский район Чечни) неизвестные бульдозером снесли дом родственников одного из предполагаемых участников подполья», - пояснил Сергей Бабинец, старший Сводной мобильной группы правозащитников в Чечне. Он отметил, что на следующий день правозащитники приехали на место происшествия с целью проверить поступившую информацию относительно сноса дома семьи Шамаевых. Дмитриев и Бабинец действительно обнаружили развалины дома со следами от бульдозера. Фотографии с места происшествия они опубликовали в соцсетях.
Люди, проживающие рядом, подтвердили правозащитникам, что, действительно, дом был снесен неизвестными при помощи тяжелой строительной техники ночью на девятнадцатое декабря, однако о деталях рассказывать отказались. «Нам лишь сказали, что из этого дома люди уехали за границу», - рассказывает Бабинец.
Путин назвал призывы Кадырова к самосуду эмоциональной реакцией.
Во время последней большой пресс-конференции российский президент Путин, говоря о случаях «жилищного самосуда» на территории Чечни после случившегося теракта в Грозном, заявил, что терроризму никакого оправдания нет и бороться с ним надо только законным путем. А заявления лидера Чеченской республики Кадырова, якобы призывавшего к такого рода самосуду, президент России назвал не более, чем простой эмоциональной реакцией на произошедшее, которой могли умело воспользоваться.
«Для меня нет, да и не может быть иного подхода, кроме одного: на территории РФ все должны соблюдать законы. Никто не будет считаться виновным, пока это не будет признано судом», - сказал Владимир Путин.
«Жизнь сложная и многообразная. Из опыта работы антитеррористических подразделений: почти всегда родственники людей, совершающих теракты, об этом знают. Это практически во всех случаях. Однако это никому не дает права, в том числе Кадырову, на разного рода досудебные расправы», - сказал Путин, подчеркнув, что сейчас соответствующими правоохранительными органами по этим фактам проводится предварительная проверка. «Кто поджигал дома родственников террористов, необходимо выяснить, поскольку люди были в масках», - сказал Путин.
Кадыров не может не соглашаться с Путиным.
Лидер Чечни Кадыров позже высказался в поддержку такого мнения, что бороться с терроризмом нужно исключительно в рамках закона. «Владимир Путин отметил, что борьбу необходимо вести исключительно законными методами. Я полностью поддерживаю задачи, поставленные Путиным. Мы пехотинцы Путина. Мы всегда готовы выполнять любые его приказы», - написал лидер Чечни в пятницу на своей странице в Instagram.
При этом он отметил, что родственников террористов тоже надо привлекать к ответственности, поскольку такая практика уже широко используется во многих странах мира.
Александр Черкасов, председатель правления правозащитной организации «Мемориал», отметил, что до реакции президента Российской Федерации такого рода случаев было девять. «Большинство из тех людей, которые обращаются к правозащитникам, просят не раскрывать их фамилии по соображениям безопасности, но имеют место несколько случаев, которые зафиксированы на фотографиях», - рассказывает Черкасов.
Шестого декабря сожгли дом Юнуса Гехаева, который расположен в новом поселке на окраине Гудермеса. Об этом сотрудникам «Мемориала» сообщили односельчане погорельца. Ранее Гехаев узнал среди убитых в Грозном боевиков своего сына Юсупа, примкнувшего к вооруженному подполью летом 2011 года. Шестого декабря на рассвете к дому Гехаева на машинах ВАЗ-2170 и УАЗ приехали неизвестные, они были в масках и с оружием в руках. Они выгнали всю семью Гехаевых на улицу и подожгли дом. В итоге имущество сгорело, а семья скрылась в неизвестном направлении.
Седьмого декабря среди ночи к дому Майсет Касумовой в поселке Энгель-Юрт (Гудермесский район) на машинах ВАЗ и УАЗ приехали неизвестные в масках и с оружием в реках. Они также подожгли дом и уехали. Все сгорело полностью. Хозяйка дома год назад умерла, а после ее смерти никто в доме не жил. Известно, что ее сын Бай-Али примкнул к боевикам уже давно, однако среди убитых в Грозном его не было. С шестого на седьмое декабря, согласно данным «Мемориала», неизвестные сожгли четыре дома в поселке Янди (Ачхой-Мартановский район).
По словам Бабинца, некоторые из чеченцев, которые пострадали в результате разрушения домов, уже обратились в разные правозащитные организации с просьбами посодействовать их переселению за пределы Российской Федерации.
Стоит отметить, что в эффективность проверки фактов незаконного разрушения домов, которую, согласно словам президента России, проводят «сотрудники соответствующих правоохранительных органов», правозащитники не верят.
Альви Каримов, пресс-секретарь чеченского лидера, во время пресс-конференции российского президента утверждал, что «Кадыров никогда не нарушал законы и никогда не допустит, чтобы на территории Чечни их нарушали», однако в своем вопросе российскому лидеру дал понять, что в Грозном полагают, что «против террористов нужно применять весь арсенал средств, сил, возможностей, чтобы не ставить под угрозу жизни многих людей».