Евгений Федоров, член комитета по налогам и бюджету Государственной думы РФ, разработал поправки к Гражданскому кодексу, предполагающие заморозку обслуживания долга Российской Федерации перед «государствами-агрессорами», то есть Соединенными Штатами и Евросоюзом.
Согласно словам депутата, Российской Федерации нужно возобновить выплату долговых обязательств перед этими станами только после снятия санкций против России. Автор проекта отметил, что он уже направил свой законопроект в правительство.
Как отмечают эксперты, международный опыт такой заморозки существует, более того, такого рода преднамеренный дефолт на фоне форс-мажорных обстоятельств может быть рассмотрен как ответная санкция.
РФ ищет поводы не рассчитываться по обязательствам.
Согласно данным Центробанка России по состоянию на октябрь нынешнего года, общий внешний долг РФ составлял 678,4 миллиарда долларов. Из данной суммы госдолг составляет 48,3 миллиарда долларов, банковский - 192 миллиарда долларов, ЦБ РФ - 15,7 миллиарда долларов, на остальные сектора приходится 422,4 миллиарда долларов.
Автор вышеуказанного законопроекта предлагает внести изменения в часть 3 статьи 401 ГК, согласно которой, лицо, которое нарушило обязательство при осуществлении им предпринимательской деятельности, несет полную ответственность в случае, если не предъявит доказательства того, что исполнение этих обязательств стало невозможным из-за возникших обстоятельств непреодолимой силы. Это стихийные природные явления (смерчи, землетрясения, наводнения, снежные завалы, извержения вулканов, обвалы и прочие природные катаклизмы); обстоятельства общественной жизни (эпидемии, военные действия, революции, крупномасштабные забастовки и тому подобное); запретительные меры госорганов (запрет торговли, запрет перевозок и так далее). Депутат предлагает дополнить вышеуказанный список еще одним обстоятельством - санкции международных государств.
Согласно словам Федорова, Евросоюз и США, введя ряд санкций, искусственно создали в Российской Федерации обстоятельства непреодолимой силы – в настоящее время компаниям России придется возвращать в два раза больше из-за роста курсов валют. Курс российской валюты к евро и доллару в этом году испытал самое сильное падение с 1998 года, причем распространено такое мнение, что обвал российской валюты шестнадцатого декабря спровоцировали международные валютные спекулянты. Российская нацвалюта в текущем году просела по отношению к американскому доллару на 81 процент, к евро - на 61 процент. Эти показатели отстают лишь от значений, которые были в конце прошедшего века, когда валюта РФ обесценивалась в несколько раз, и перекрывают показатели предыдущего кризиса (2008–2010): тогда доллар США взлетал к российскому рублю немногим менее чем на 50 процентов. Курс Центробанка 23 декабря этого года: евро - 69,3 рубля, доллар США - 56,5 рубля.
Эксперты полагают, что такой шаг должен осуществляться только в крайнем случае и при наличии определенных условий.
Алексей Портанский, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор НИУ ВШЭ, считает, что заморозить возврат внешних долгов страны вполне возможно.
«Так, к примеру, поступали Малайзия и государства Юго-Восточной Азии, когда столкнулись с экономическими трудностями. Такого рода решение было принято на уровне правительства, - поясняет профессор. - То есть в данном случае Россия не станет первопроходцем. Однако отдельного законопроекта по этому вопросу не надо, поскольку сам процесс принятия законопроекта может длиться очень долго. Заморозить внешний долг страны можно решением ее правительства. Правительство может выступить с конкретными заявлениями, согласно которым оно рекомендует компаниям и корпорациям не возвращать внешние долги на протяжении определенного периода времени. Понятное дело, что у кредиторов такого рода решение восторга не вызовет. Однако их реакцию можно немного сгладить, если в пользу такого рода решения будут весомые аргументы (проблемы с бюджетом, санкции, проблемы с платежным балансом), а также определен срок возврата долгов».
Константин Андрианов, профессор кафедры ГМУ РЭУ имени Плеханова, заместитель директора Института имени Витте, считает, что необходимость в заморозке внешних заимствований Российской Федерации назрела уже довольно давно. «На обслуживание, а также погашение госдолга Россия ежегодно тратит 3,5-4 миллиарда долларов», - отметил Андрианов.
Армен Даниелян, член правления АКГ «Деловой профиль», считает, что замораживание внешнего долга, в том числе перед государствами, которые находятся в конфронтации с РФ, возможно, однако «такой шаг является самой крайней мерой, поэтому его применение можно рассматривать только тогда, когда все иные механизмы уже исчерпаны».
«Как и последствия дефолта, последствия замораживания имеют неблагоприятный и довольно длительный эффект для экономики государства, - отмечает Даниелян. - К примеру, дефолт по госдолгу 1998 года. Международные рейтинговые агентства тогда снизили рейтинг РФ, что привело к сильному удорожанию внешних заимствований, бегству капитала и распродаже российских активов. По моему мнению, учитывая этот опыт, замораживание долга в нынешней ситуации только усугубит проблемы экономики страны. На сегодняшний день Российская Федерация имеет запас финансовой прочности, который позволит ей обеспечить своевременность погашения долгов, даже несмотря на действие санкции».