«Реалии нынешней российской экономики таковы, что в настоящем производстве добавочного продукта заняты 15 миллионов человек. К такому выводу пришел бывший министр экономики А. Нечаев», - сообщает «Комсомольская правда».
Согласно выводам, которые сделал экономист, основываясь на данных Росстата и выкладках экономического аналитика С. Демуры, из 143 миллионов жителей России почти половина – около 70 миллионов - не заняты в производстве добавочного продукта, картина усугубляется тем, что из оставшегося количества исключаются работники бюджетной сферы – учителя врачи и прочие. С учетом количества детей, реально в производстве заняты 15 миллионов человек. Как отмечает специалист, безусловно, стране нужна армия и полиция – те структуры, которые, в числе прочих, существуют за счет заработков других, но общая ситуация красноречиво отображается на структуре бюджета РФ.
Если для развитых стран в порядке вещей тратить на социальные нужды - образование, здравоохранение, культуру, ЖКХ, спорт и прочее, порядка 70 процентов госбюджета, то в России эти расходы на уровне 15 процентов. В то же время расходы на государственный аппарат в России составляют 43 процента, а в развитых странах – 11 процентов. При этом нужно обязательно учитывать, что производительность труда в РФ значительно ниже. Известно, что основным источником экономического роста и наполнения бюджета являются доходы от экспорта нефти, газа и других сырьевых видов. Это значит, что снижение цен на нефть сводит на нет полноценное наполнение бюджета.
Слишком много чиновников и контролеров.
Общеизвестен тот факт, что в России слишком много чиновников, это, не стесняясь, признают некоторые из них сами. Недавно глава Минфина А. Силуанов сообщил на заседании правительства, что бюджетная сеть раздута даже в сравнении с советским периодом. За последние пять лет работников бюджетной сферы стало почти на 100 тысяч человек больше. При этом министр обратил внимание, что из них число чиновников кажется не таким критичным, однако специфика такова, что даже небольшая государственная структура постепенно обрастает большим количеством обслуживающих служб, которые, конечно же, тоже сидят на бюджете. Финансовые, транспортные, закупочные службы, а также часто собственные поликлиники и санатории - все это ставит под большой вопрос эффективность расхода бюджетных средств.
Ситуация не становится лучше, если взглянуть на эффективность работы чиновников. По данным Всемирного банка, который ежегодно оценивает качество госуправления по странам, российский прогресс незначителен: чиновник РФ по своему КПД находится по соседству с коллегами из Ирана и Венесуэлы. Сложность ситуации в том, что до сих пор нет критериев эффективности работы чиновников. Непонятно, за что их можно премировать или уволить. Разговоры о выработке таких критериев продолжаются десятилетиями. На данный момент идет обсуждение изменений в закон о гражданской службе, которые позволят проводить аттестацию госслужащих с учетом результатов профессиональной деятельности и присвоения им соответствующих чинов.
Кроме того, характерной особенностью России остается большое количество контролеров. Если взять, к примеру, различия в налоговом надзоре, то в США, по сравнению с Россией, проверки проводятся крайне редко, их проведение может быть возможным только при наличии серьезного основания - жалобы клиентов или донос конкурентов. В России же контролеры постоянно составляют себе «планы-графики». За один только 2013 год прошло 2,7 миллиона проверок, на которые ушли десятки миллионов человеко-часов. В таком случае, конечно, объяснимы большие штаты проверяющих. Контролеры не просто состоят на довольствии бюджета, они к тому же вредят экономике. Согласно данным деловых изданий, в 2013 году с предпринимателей собрали 20 млрд. рублей штрафов, которые по большей части необоснованы.
Такая ситуация приводит к снижению интереса к рабочим профессиям, мало кто хочет войти в число тех 15 миллионов, которые кормят всех остальных. Намного привлекательнее производства заниматься распределением продукта в системе. В России, например, стало невозможно нанять рыбаков, от этого страдают планы насыщения магазинов качественными продуктами, что так актуально стало в последнее время. Корреспонденту КП пояснил ситуацию сахалинский депутат Думы Г. Карлов. Он рассказал, что работать в море опасно и тяжело. Заработать реально только во время путины. В это время на Дальний Восток приезжают даже студенты, часто издалека. Однако не каждый год получается рыбный. В этом году, например, на Сахалине промысел горбуши не оправдал ожидания. Вместе с тем рыбакам сегодня платят меньше, чем это было в советское время. Раньше для промысловика было реально после путины спокойно купить себе неплохую «иномарку», съездить отдохнуть на материк. Сейчас же у рыбаков доходы гораздо скромней.
Как подытоживает Нечаев, даже если появится воля начать активное реформирование экономики, социальной сферы и, что самое главное, системы управления, то на это придется потратить несколько лет. Однако кризис бюджета и банковской сферы наступит скоро. Это приведет жестокому общему экономическому кризису. Как следствие, наступит существенное снижение уровня жизни, резко сократится средний класс и о пресловутой стабильности придется забыть.