Камчатское управление Роскомнадзора обратилось к редакциям местных СМИ с письмом, в котором предупредило их про недопустимость опубликования в СМИ сатирических рисунков на религиозных деятелей. Это письмо озвучивает позицию Роскомнадзора по отношению к теракту в Париже. Оно ни в коем случае не является предупреждением, так прокомментировали в ведомстве свой поступок. Об этом сообщил ресурс РБК.
Известно, что ранее о недопустимости опубликования карикатур на пророка Мухаммеда заявлял Рамзан Кадыров.
Подлинность письма подтвердил его автор – и. о. начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий управления Роскомнадзора по Камчатскому краю Мария Сметанкина.
В письме, кроме уже упомянутого, интернет-СМИ советуется не размещать гиперссылки на материалы других СМИ, авторские материалы, которые бы оправдывали данные события, карикатуры на религиозных деятелей. К нарушившим эти рекомендации будут применены нормы закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Сметанкина сообщила, что письмо было отправлено 12 января в печатные и интернет-СМИ, а также на радиостанции и телеканалы. Но еще ранее некоторым руководителям медиа было устно не рекомендовано публиковать карикатуры либо ссылки на них. Чиновница полагает, что лучше предупредить о позиции ее ведомства, чем потом выносить предупреждения. В случае возникновения спорных ситуаций Роскомнадзор намеревается обращаться в Москву. Пресс-секретарь ведомства не стал комментировать эту ситуацию под предлогом отсутствия информации.
Законами и запретами трагедии наподобие Charlie Hebdo не предотвратить.
14 января увидит свет новый выпуск еженедельника Charlie Hebdo, в котором будут напечатаны свежие карикатуры на пророка Мухаммеда. Об этом пишет в своем материале Кирилл Мартынов, публицист и доцент НИУ ВШЭ, на ресурсе РБК. Те сотрудники, которые остались живы, подготовили новые материалы, в рубриках погибших издадут лучшее из их творчества. Известно, что тираж этого номера будет увеличен с 60 тыс. до 3 млн. экземпляров. Кажется, столько людей вышло на улицы французских городов, чтобы принять участие в акциях поддержки редакции. Похоже, что единственное, чего добились террористы – это повышение градуса антиисламских настроений. Им удалось посеять ненависть, которая докатилась и до России.
Много людей в РФ высказались в поддержку журналистов, немало посчитали возможным дистанцироваться от солидарности с Charlie Hebdo. Сказываются результаты многомесячной работы российского телевидения. Внезапно оказалось, что точка зрения экстремистов нашла понимание у некоторых российских граждан. Было даже сформулировано четкое мнение: «Убийство это нехорошо, но журналисты ответили за свои слова». Террористы не имели ни морального, ни законного права совершить убийство журналистов. Так выглядит единственная возможная позиция, как с точки зрения светского режима, так и со стороны религиозной этики.
У россиян, как и у европейцев, есть два альтернативных способа сосуществовать в обществе. Первый – это так, как предлагают фанатики – с утверждением, что общество должно опираться на один набор ценностей. Те, кто такой мысли не разделяет, должны избавить общество от своего присутствия. Всеми доступными способами. Такая стратегия грозит самоуничтожением – ни одно общество не может ввести единомыслие. Сейчас в Европе многие говорят о кризисе, но не по причине излишне скорых изменений, а из-за отставания от США и восточной Азии.
Второй вариант – согласиться с тем, что другие тоже имеют право на собственные убеждения и требовать аналогичного шага и с их стороны. Верующие имеют право на уважение, но в той же степени и неверующие имеют такое же право. Право смеяться нельзя отнять, так же, как нельзя отнять право верить. Правильным поступком были бы ответные карикатуры и демонстрации протеста под окнами редакции, но не расстрел журналистов.
В России сейчас еще работают над пределами допустимого. Но универсальных критериев не существует. Люди все разные и так будет всегда, пока существует человечество. В своей попытке подвести все под единый знаменатель можно спровоцировать кровавую бойню. Существует только один способ не допустить этого – понять, что нет другого выхода – только жить в одном обществе уживаясь с соседскими ценностями и убеждениями. И это совсем не обязательно значит запрещать карикатуры на пророка Мухаммеда. Необходимо запретить насилие против людей с «неверными» убеждениями.
Принятые не так давно в России законы о защите чувств верующих, по мнению многих людей, и есть той панацеей от терактов, идентичным парижскому. Возможно, на первых порах это и даст какие-то позитивные результаты, но в дальнейшем, когда смеяться и обсуждать многие реальные проблемы будет запрещено, случится гораздо более сильный социальный взрыв.
Ничего хорошего не выйдет, если верующих превратить в привилегированную группу, чувства которой нуждаются в особой протекции, по сравнению с чувствами карикатуриста. Выйдет только накопление ненависти.
Но у Европы есть хороший опыт в этом вопросе – эпоха Реформации. Результатом долгой борьбы двух религий стало отделение религии от государства, и представители двух вер смогли жить вместе.
Мир развивается, и Ислам в Европе - это фактор, с которым надо считаться. Европа никогда не станет такой, как в 19 в. Будущее Европы зависит от способности мусульман стать европейцами.