О том, что российское телевидение реальность не отображает, а формирует, известно уже давно. Журналист Николай Сванидзе утверждает, что цензура как таковая в телеэфире отсутствует, однако есть некоторые трактовки, употребление которых нежелательно. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости России» издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Собеседник».
Избирательный характер публикаций, которые можно увидеть в российских масс-медиа, охарактеризовал ведущий Николай Сванидзе. Он сообщил, что лично никаких указаний относительно ограничения в использовании слова «кризис» не получал, однако заметил, что в телесюжетах на самом деле это слово встречается крайне редко.
Недавно исследовательским центром «Медиалогия» проведен анализ лексического наполнения новостных сюжетов, демонстрируемых в российском эфирном пространстве. Результаты исследования показали, что ухудшение экономической ситуации в государстве не отразилось в сюжетах на телевидении.
Группой аналитиков проведен мониторинг содержания сюжетов на российском телевидении. Результаты исследования показали, что «властители человеческих дум» буквально забыли о том, что на территорию Российской Федерации пришел довольно жесткий кризис. Динамика количества упоминаний словосочетания «экономический кризис» на телевидении показала, что на протяжении временного промежутка августа прошлого года по январь нынешнего популярность этой фразы постепенно снижалась.
Противоположная тенденция наблюдается в публикациях интернет-изданий. Электронные средства массовой информации на протяжении указанного периода увеличивает количество упоминаний о кризисе в зависимости от, ситуации, которая и дальше усложняется. Некоторые издания, ссылаясь на анонимные источники, пишут о том, что отсутствие фразы «экономический кризис» в эфире федеральных телеканалов является приказом непосредственно из Кремля.
Человек, который получает информацию только из федеральных СМИ, на данное время убежден в том, что кризис в России успешно закончился. По крайней мере, такому выводу можно прийти после просмотра новостных сюжетов в российском эфирном пространстве.
Комментируя ситуацию, Николай Сванидзе отметил, что старания сотрудников федеральных телеканалов всячески избегать упоминания о надвигающемся экономическом кризисе, видны невооруженным глазом. «Показать кризис с хорошей стороны – заметил журналист – довольно трудно, поэтому экономической ситуации в стране стало просто уделяться меньше внимания». Если на телевидение приходится говорить об экономике - эту тему все возможными способами пытаются смягчить, обойтись недомолвками, избежать конкретных формулировок.
Отображение кризиса в новостных сюжетах журналист сравнил со старой детской песенкой, в которой ребенок недоумевает по поводу отсутствие конкретного слова, которым можно обозначить определенную часть человеческого тела. Аналогичную ситуацию, отметил Сванидзе, можно сейчас наблюдать в России, где кризис есть, а слова нет.
Несложно предположить, что весьма непростой ситуации окажутся журналисты, на эфир к которым редакция пригласит министра финансов, который обязательно назовет вещи своими именами. Тем не менее, Сванидзе уверен, работающие в эфире журналисты найдут способ и проходящие трактовки, чтобы подать ситуацию таким образом, который не вызовет ни у кого лишних претензий к их работе.
Характеризуя ситуацию с запретами, Сванидзе отметил, что запретных тем как таковых, на российском телевидении существует. Однако имеют место так называемые «невыгодные темы» и «запретные трактовки». Источники финансирования федеральных телеканалов известные всем. От подачи информации и использования трактовок непосредственно зависит размер денежного вознаграждения.
С учетом зависимости, сообщил журналист, и формируется редакционная политика. В последнее время можно констатировать, что все большее внимание федеральные СМИ уделяют международной тематике – «украинские фашисты», «американские империалисты» и т.д. «Внутренние проблемы, которых в стране более чем достаточно, обсуждать федеральные телеканалы отвыкли» - резюмировал Сванидзе.
На чьей стороне россияне в борьбе с терроризмом?
В последнее время общество обсуждает проблему международного терроризма и отношение к этому явлению. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос с целью определения отношения российских граждан к теракту в редакции французского сатирического журнала «Charlie Hebdo».
В результате проведенного опроса организаторам исследования удалось установить, что около 30 процентов россиян считает причиной теракта «поведение французских журналистов, которое своими действиями оскорбили религиозные чувства мусульман, спровоцировав тем самым террористический акт». Ненамного меньше людей (около 25 процентов опрошенных российских граждан) уверены, что причину стоит искать в действиях французского правительства, которые позволили журналистам оскорблять религиозные ценности.
Еще 11 процентов респондентов также уверены в том, что виновниками теракта являются французские власти. Эти участники опроса полагают, что властям Франции не следовало допускать такого значительного притока мусульман в государство.