Ни для кого не секрет, что ситуация, сложившаяся в Российском государстве, далека от идеальной и желаемой. Кирилл Мартынов рассказал о приемах, используемых российскими масс-медиа для отвлечения населения от тяжелых мыслей, об этом информируют журналисты раздела «Новости России» издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на интернет-издание «Сноб».
Кирилл Мартынов, кандидат философских наук, пациент кафедры онтологии, логики и теории познания в «Высшей школе экономики» изложил в своей публикации некоторые принципы, применяемые в своей работе с российскими СМИ. Он обратил внимание на то, что неутешительные тенденции в российской экономике оказались проигнорированы средствами массовой информации.
По утверждению эксперта, в декабре прошлого года Россия пережила катастрофический валютный кризис, который можно сравнить по масштабам лишь с «черными вторниками» августа 1998 года. Однако 2 кризисные ситуации существенно отличаются между собой по характеру отражения в публикациях средств массовой информации.
По словам Мартынова, за прошедшее между сложными ситуациями время, в Российском государстве полностью демонтирован институт свободной прессы. В то же время подконтрольные официальной власти масс-медиа, казалось бы, происходящего вокруг не замечают. За минувшие несколько лет, как подчеркнул эксперт, в России сформирован высокоэффективный централизованный пропагандистский механизм.
Недавними примерами применения этого механизма является ситуация с оккупацией Крымского полуострова. Кроме того, с помощью определенного контента в информационном пространстве России граждан удалось убедить в том, что соседняя страна населена фашистами. Учитывая это, пропаганде под силу заставить граждан поверить в то, что пустой кошелек на самом деле проблемой не является.
Для достижения поставленной цели пропагандистами, по утверждению Мартынова, применяется целый арсенал действенных методов, среди которых можно выделить следующие ухищрения:
1. Прямая ложь, предусматривающая подачу информации без привязки к контексту. Для иллюстрации этой технологии Мартынов назвал недавние сообщения об укреплении российской национальной валюты. К примеру, подобное манипулирование сознанием россиян можно было наблюдать в последние дни прошлого года. Тогда курсу рубля удалось восстановить 10 процентов стоимости, неким укреплением позиции. Публикации в СМИ сообщали об этом событии, забыв упомянуть, что перед этим денежная единица Российской Федерации успешно потеряла 80 процентов стоимости.
В подобных материалах, как отметил Мартынов, обязательно содержатся хвалебные оды политике правительства и руководства финансового сектора, с утверждением, что иностранная валюта в это время теряет позиции. Возможно также «украшение» подобного материала заявлением одного из иностранных аналитиков, который прогнозирует России небывалый экономический подъем.
2. Стратегия использования жанра «фэнтези». В информационном пространстве еще можно встретить некоторые материалы, отличающиеся относительной осмысленностью. Однако заметить подобные сюжеты в нескончаемом потоке «распятых мальчиков» с каждым днем все труднее.
Одной из обязанностей, возложенных на работников средств массовой информации, является подача гражданам ведомости о реальной динамике в курсе рубля. Однако вместо этого, по словам эксперта, максимум внимания уделяется откровенно фантастическим материалам. Подобная технология применяется для производства новостных сюжетов о якобы грядущем взлете цены на нефть до показателя 200 долларов за баррель. Также возможны материалы об оценках перспектив российского рубля, которые озвучиваются астрологами.
3. Отведение разговора в сторону от неприятных для обсуждения тем. При этом ценность публикации возрастает в зависимости от расстояния, на которые удалось отвести внимание читателя или телезрителей от мысленного обсуждения вопроса. К примеру, альтернативой обсуждения надвигающейся на российских граждан нищеты является разговор о сверхспособностях и личностных качествах Владимира Владимировича.
Еще одним методом, применяемым для отвлечения внимания, являются комментарии к событиям в экономике людей, абсолютно не причастных к финансовой сфере или экономической деятельности. Примером этой технологии является просьба журналистов прокомментировать динамику изменения курса рубля, адресованная народному артисту Льву Лещенко.
4. Убеждение целевой аудитории в том, что проблемы «соседа» намного хуже российских неприятностей. Ярким примером задействования подобной технологии является огромное количество внимания, уделяемое ситуации в Украине. Потеря стоимости российским рублем по итогам 2014 года превысила темп падения ценности украинской гривны. Не помогли спасти рубль даже запасы энергоносителей в земных недрах и «стабильная» экономика.
В то же время пропагандистские материалы содержат открытое проявление радости по поводу сложностей в Украине. Недавние события, по утверждению Мартынова, показывают, что применение именно этого метода не оправдывает ожидания авторов сюжетов. Однако бороться с неурядицами на бытовом уровне российским гражданам по-прежнему помогает аргумент «лишь бы не как в Донецке».