Участники конференции под названием «Влияние украинского кризиса на безопасность и энергетику Южного Кавказа», оценивая новые политические реалии, сложившиеся в регионе после аннексии Крыма, сошлись во мнении, что агрессия в Украине не должна рассматриваться международным сообществом как одиночное геополитическое явление. На лицо продолжение политики Москвы предполагающей давление на республики бывшего СССР, о чем сообщает «Голос Америки».
В этом смысле заметны колебания, которые наметились в последнее время во внешнеполитическом курсе таких стран как Грузия, Армения и, особенно характерно, Азербайджана. Это показывает, что у этих южнокавказских республик появилась боязнь повторения сценариев Крыма и востока Украины на их территориях, где также сохраняется присутствие русскоязычные меньшинства среди населения.
Глядя на Украину, постсоветские страны боятся отдаляться от России.
В ходе заседания, которое прошло в минувшую среду в вашингтонском Международном научном центре имени Вудро Вильсона, эксперты отметили, что не видят кардинального изменения в союзнических отношениях между тремя бывшими советскими республиками и их геополитическими партнерами – США, Россией и Ираном. Однако, по их мнению, в свете вторжения российских войск в Украину ни одна из южнокавказских республик теперь не хочет открыто примыкать к каким-либо альянсам.
Замдиректора программы «Россия и Евразия» из Центра стратегических и международных исследований Д. Манкофф отметил парадоксальный факт, который в последнее время наметился в подходе России. Ее долгое время считали европейской страной и частью западной цивилизации, но то, что происходит сейчас в Украине, дает четкое понимание того, что это более обширное явление, имеющее отношение ко всему постсоветскому пространству, прослеживающееся и в других республиках. Наблюдается попытка оградить всех их от остального мира, и особенно от Запада.
Это можно называть как угодно, например, «евразийством» или как-то иначе, но суть остается прежней - российские власти дали четко понять, что они видят мир по-своему. Это особенно проявилось после возвращения Путина в Кремль в 2012 г. Манкофф объясняет это тем, что у Путина свой взгляд на будущее России, которая, по его мнению, должна стать центром «Евразийской цивилизации», а это культурологически, исторически и экономически несовместимо с Западом.
Американские эксперты считают, что в связи с развитием подобной философии «большого соседа» у южнокавказских республик появился страх излишне далеко отдаляться от России, как это пытается сделать Украина, чтобы не дразнить российское руководство. Старший научный сотрудник, представляющий Американский совет по внешней политике, С. Бланк сказал, что всем государствам к югу от Беларуси, включая ее саму, никто не может дать гарантий сохранности суверенитета в обозримое время. Москва дает понять, что по ее мнению, суверенитет и целостность территорий всех постсоветских государств, включая страны Восточной Европы, до сих пор не устоялись, и российское правительство своими действиями в Грузии и Украине дает четко понять - оно готово в любой момент использовать военную силу, чтобы оставить Путина у власти.