Обвинение домохозяйки из Смоленской области в государственной измене продолжает вызывать беспокойство со стороны российского общества. Некоторые правоведы склонны полагать, что в деле Светланы Давыдовой главной целью является не наказание за мнимую измену, а обкатка новых положений законодательства. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Обращение жительницы города Вязьма Смоленской области в дипломатическое представительство Украины в апреле прошлого года обернулось для многодетной матери обвинением в государственной измене. Отдельного внимания заслуживает и информация, которую сообщила домохозяйка.
Светлана Давыдова поделилась с работниками посольства информацией о том, что территория воинской части, размещенной невдалеке от ее дома, непривычно пустая. Также домохозяйка невольно услышала разговор солдата во время поездки в общественном транспорте. Военнослужащий говорил о неких командировках, куда отправляются одетые в штатское его сослуживцы.
Поскольку у всех на слуху во время описанных событий (речь идет об апреле прошлого года) были события на территории восточного региона Украины, Давыдова предположила, что отправляются российские солдаты именно в это место. Эти сведения сообщила Давыдова при звонке в посольство, в результате чего 21 января текущего года оказалась задержанной по подозрению в государственной измене.
Не следовало этого делать – адвокат.
Андрей Стебенев, назначенный домохозяйке адвокат, сообщил, что в рамках следственных мероприятий будет проведена экспертиза, в результате которой определится трактовка действий Давыдовой. Звонок в украинское посольство с указанной информацией будет рассмотрен экспертами на предмет содержания признаков государственной измены.
Ссылаясь на адвокатскую тайну, рассказать более подробную информацию о продвижении уголовного дела правозащитник отказался. Однако свое личное мнение относительно действий своей подзащитной Стебенев выразил. По убеждению адвоката, Давыдова сделала то, чего делать не стоило. «Можно рассматривать действия многодетной матери как глупость, – заявил адвокат, – однако подобный поступок является основанием для задержания и возбуждения уголовного дела».
Уже известно, что обвиняемая в тяжком преступлении Давыдова ухаживает за семерыми детьми, самая младшая из которых, двухмесячная девочка, нуждается в грудном вскармливании. Адвокат полагает, что, учитывая это обстоятельство, и то, что Давыдова является многодетной матерью, судом будет изменена мера пресечения. Вместо пребывания под стражей она, скорее всего, будет ожидать суда, находясь под домашним арестом или даст подписку о невыезде.
Известие об аресте Давыдовой вызвало бурное обсуждение в социальных сетях. Как часто бывает в подобных случаях, мнения по поводу взятия домохозяйки под стражу разделились. Есть люди, позитивно оценивающие стремление многодетной матери избежать возможных смертей и рассматривающие ее звонок в посольство, как проявление героизма. Представители «противоположного лагеря» не ищут в действиях Давыдовой героизма, видят просто предательство, не более того.
Нет единодушия по указанному вопросу и среди правозащитников. Активистка комитета «Солдатских матерей» уверена, что в действиях Давыдовой ярче всего просматривается измена и «желание подзаработать» денег для большой семьи. По утверждению активистки, нет смысла звонить туда, «где нас ненавидят», поскольку результатом обращения многодетной матери могла быть «очень теплая» встреча российских солдат в Украине.
Будущий рост числа государственных изменников.
Правозащитник Иван Павлов, который уже имел возможность столкнуться с обвинениями в государственной измене, убежден, что претензии силовиков к Давыдовой как минимум несостоятельны. Информация, сообщенная Давыдовой украинским дипломатам, почерпнута из открытых источников. Кроме того, к данным, на самом деле представляющим государственную тайну, у домохозяйки из Вязьмы допуска не было.
Информацию Давыдова почерпнула из открытых источников. Адвокат отметил, что согласно решению Верховного суда и Конституционного суда, подобные сведения не могут быть причислены к государственной тайне. Статья 275, нарушение которой инкриминируется многодетной матери, предусматривает разглашение информации, полученной по специальному разрешению – рабочему, служебному или учебному.
Адвокат убежден, что в деле в отношении Светланы Давыдовой наблюдается стремление спецслужб создать прецедент по применению на практике изменения в законодательстве, принятого в 2012 году. В поправках к Уголовному кодексу указано, что, кроме шпионажа и разглашения государственной тайны, понятие измены теперь включает также оказание иностранному государству или представителям международных организаций помощи финансовой, материально-технической или консультативной.
Павлов уверен, что действия Давыдовой могут быть расценены, как оказание консультативной помощи. Характеризуя поправки в законодательство, правозащитник утверждает, что конституционные права граждан они нарушают. «Однако после создания прецедента, - уверен адвокат, - количество государственных изменников может значительно возрасти, поскольку даже публикации в СМИ об обнаружении российских солдат в Украине могут быть рассмотрены, как уголовно наказуемое деяние».