В Лефортовской тюрьме города Москвы вторую неделю подряд содержат многодетную россиянку Светлану Давыдову, обвиняемую российскими правоохранителями в государственной измене в пользу Украинского государства. Российская правозащитница Зоя Светова, которой удалось навестить Давыдову в камере, во время интервью редактору издания «ГОРДОН» Наталии Двали рассказала о том, как российские правоохранители пытались получить от задержанной «необходимые» показания.
Все началось на окраине города Вязьма Смоленской области 21 января 2015 года, когда в квартире девятиэтажки раздался звук дверного звонка. Пришел участковый в связи с жалобой соседей на шум. Дверь правоохранителю открыл глава семьи Анатолий Горлов, который вместе со Светланой Давыдовой воспитывает семерых детей – младшей дочери всего 2,5 месяца. Однако вместо участкового в квартиру вломились люди в черном и с оружием, которые оказались сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ. Они арестовали жену Горлова Светлану, инкриминируя ей подозрение в государственной измене в пользу украинского государства. Уже на следующий день судом для задержанной россиянки была избрана мера пресечения в виде двух месяцев содержания в московском следственном изоляторе «Лефортово».
По информации ФСБ, в апреле прошедшего года домохозяйка Светлана Давыдова совершила звонок в посольство Украины и сообщила о том, что солдат из воинской части 48886, которая видна из окон ее квартиры, отправили в Донецк в командировку. Арест многодетной домохозяйки спровоцировал бурю возмущений среди российских пользователей соцсетях, в Интернете даже был начат сбор подписей под петицией «Об изменении меры пресечения для жительницы города Вязьмы Смоленской области, матери семерых детей Светланы Давыдовой».
Зоя Светова, член Общественной наблюдательной комиссии РФ и правозащитница, стала одной из тех, кому удалось первым посетить Светлану Давыдову в СИЗО. Светова отметила, что она не может точно сказать, задерживали еще кого-то за государственную измену, однако в Лефортовской тюрьме также содержат 73-летнего директора Полтавского оборонного завода «Знамя» Юрия Солошенко, которого, по словам юриста, обвиняют в шпионаже в пользу Украинского государства. По словам Световой, под таким же предлогом был задержан 32-летний украинец Валентин Выговский, которого также содержат в этой тюрьме, однако информация о его деле вообще отсутствует. Также Светова отметила, что адвокаты Солошенко и Выговскому были предоставлены следствием ФСБ.
Однако дело Давыдовой отличается от шпионажа, ведь ее обвиняют в государственной измене. Светова обратила внимание на то, что, по версии следствия, Давыдова позвонила в посольство Украина почти год тому назад, однако дело в ее отношении возбудили только сейчас. По словам правозащитницы, Светлане Давыдовой в соответствии со ст. 275 УК РФ «Государственная измена» может грозить от 12 до 20 лет лишения свободы.
При этом Светова отметила, что еще в 2012 году в вышеупомянутый закон были внесены правки, поэтому в настоящее время за госизмену могут привлечь совершенно любого гражданина РФ – домохозяйку, журналиста, дворника, которые не имеют доступа к государственной тайне. Поводом для привлечения по этой статье становится даже невинное общение с иностранцами, во время которого домохозяйка сообщает о том, что на территории Украины могут воевать солдаты из РФ.
Доказательства по делу Давыдовой противоречат официальной позиции российского правительства.
По словам Световой, адвокат Давыдовой Стебенев сообщил, что доказательством совершения госизмены является «экспертиза Генерального штаба РФ», утверждающая, что якобы Светлана выдала государственную тайну, сообщив о намерении военных РФ пересечь украинскую границу. Однако такие заявление экспертов Генштаба идут вразрез с официальной позицией Кремля – ведь это подтверждает присутствие российских военнослужащих на Донбассе. Кроме того, в качестве доказательства к делу был приложен изъятый личный дневник Давыдовой, который никто не воспринял всерьез, если бы не звонок в украинское посольство.
Кроме того, адвокат Стебенев даже не пытался обжаловать решение суда, несмотря на тот факт, что дома у Светланы остался грудной ребенок. По словам Световой, ему было нужно, чтобы Давыдова тихо сидела в изоляторе и давала показания под давлением следствия, после этого также тихо дело передали бы в суд и вынесли соответствующий приговор. Однако муж Светланы не допустил такого развития событий – он поднял шум в соцсетях, поэтому об аресте домохозяйки узнали правозащитники, журналисты, блогеры, которые возмутились таким поступком российских спецслужб.
По мнению правозащитницы, звонок Давыдовой в посольство Украины стал просто эмоциональным порывом женщины и матери, поскольку Светлана опасалась публиковать данную информацию в соцсетях, а о прослушке телефонов украинского посольства российскими спецслужбами она не могла знать. По словам Световой, прослушка телефонов посольства Украины просто не укладывается в голове. Это весьма важный вопрос, ведь непонятно, какие законные основание имело ФСБ для того, чтобы прослушивать посольство Украины в Москве.
Зоя Светова также выразила надежду на то, что в скором времени мера пресечения в отношении Светланы изменена на домашний арест или подписку о невыезде. Также, по мнению правозащитницы, дело в отношении Давыдовой может быть прекращено за отсутствием состава преступления и это стало бы самым правильным выходом из ситуации. По словам Световой, даже если дело Давыдовой будет доведено до приговора в суде, есть надежда на условный срок при учете того, что задержанная является многодетной матерью, а дело было «высосано из пальца».
Автор: Вероника Марсина