В докладе Московского бюро по правам человека, которым руководит член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод, сообщается, что правозащитники не замечают повышения уровня украинофобии в России.
В связи с отношением к лицам украинской национальности на протяжении всего прошлого года в России не отмечались мероприятия, «сколько-нибудь сопоставимые по масштабам и количеству участников с событиями в Кондопоге в 2006 году, на Манежной площади столицы в 2010 году, в московском районе Бирюлево в 2013 году», как указывается в докладе. «Инцидент с членами незарегистрированной партии «Другая Россия» (16 июня 2014 года они бросили дымовые шашки в здание посольства Украины в Москве, а также пытались попасть на его территорию, за что были задержаны) был, скорее, исключением из правил», - информирует Московское бюро по правам человека.
Правозащитники также информируют, что «не отмечается резких всплесков украинофобии и в популярных социальных сетях». «Критический акцент делается не на украинцах, а на представителях государственной власти этой страны», - уточняется в докладе.
Украинофобия также не проявляется на тех территориях РФ, где традиционно высоко присутствие этнических украинцев и осуществляют деятельность украинские национально-культурные организации и автономии. Речь идет о Краснодарском и Ставропольском краях, а также о Ростовской и Белгородской областях.
На протяжении последних нескольких лет уровень ксенофобии в России снижался, «во многом это связано с украинским кризисом», - добавил Брод. Сведения правозащитников показывают, что в 2014 году число преступлений и конфликтов на этнической почве уменьшилось почти втрое в соотношении с 2012 годом.
Авторы, полагаясь на результаты соцопроса, проведенного в июне 2014 года по заказу Общественной платы РФ, сообщают, что «готовность голосовать за националистов выразили лишь 2,5% опрошенных». Также отмечается снижение и доли тех, кто требовал введения визового режима со Средней Азией и Южным Кавказом.
Авторы напоминают, что впервые за несколько лет резко уменьшилось количество участников так называемого Русского марша, это отмечалось практически во всех городах и в Москве, а также уменьшилось количество городов, где марш состоялся.
Такой тренд правозащитники привязывают к реакции на события в Украине. Украинский кризис поспособствовал «изменению позиций российского общества по отношению к националистам и к отдельным сепаратистским и ксенофобским настроениям». А общее снижение плохого отношения к кавказскому региону исследователи объясняют тем, что произошло «перемещением вектора опасности на западные рубежи, а также патриотическим подъемом и инициативами, которые предпринимают северокавказские сообщества в поддержке внешнеполитического курса РФ, в отношении санкций США и ЕС против России, в размещении украинских беженцев».
Но украинские беженцы достали россиян.
Однако вместе с тем мнение россиян относительно прибывающих в страну украинских беженцев начинает склоняться в негативную сторону.
Такой результат выявил опрос ВЦИОМ, проведенный 20-21 сентября прошлого года в 130 населенных пунктах России среди 1600 респондентов.
На протяжении месяца с 50% до 40% уменьшилось количество россиян, поддерживающих обеспечение прибывших из Украины всем необходимым и предоставление им комфортных условий для жизни.
Мнения, что беженцев впоследствии следует депортировать в Украину, придерживаются 45% россиян против 39% в июле.
Около 7% хотели бы, чтобы прием беженцев на российской территории был приостановлен, и полагают, что уже прибывших следует отправить обратно.
Две трети опрошенных знают, что в их городах есть украинские беженцы. Чаще всего такой ответ дают жители мегаполисов (52%).
67% уверены, что Россия сегодня предоставляет украинским беженцам полный спектр помощи. 24% полагают, что в данном случае меры излишне активные. В первую очередь такое мнение бытует у граждан с маленьким уровнем доходов, в населенных пунктах которых пребывает большое количество беженцев.
4% считают, что РФ оказывает недостаточную помощь беженцам.
На популярном «родительском форуме» мамы малолетних детей с возмущением рассказывают о том, что отпрыски украинских беженцев устраиваются в детских садах, минуя общую очередь. «Беженцы на самом деле льготы имеют, ознакомилась недавно с правилами приема в детский сад и перечнем льготников, — добавляют жара «осведомленные» граждане. — Я изумляюсь наглости. Пускай необходимое – еда, одежда, постель! Но и детский сад?».
На самом деле все обстоит немного не так. Как сообщил директор городского департамента образования Андрей Степанов, ни о какой внеочередности предоставления мест речи не идет. «Для детей с Украины действуют те же правила, что и для всех, — сообщил он. — Были обращения от 160 человек из числа беженцев, просивших предоставить места. Детей возрастом 2 года и младше поставили в общую очередь, остальные, около 90 детей, были направлены в детсады по причине того, что им уже исполнилось 3 года».
Степанов сказал, что украинские беженцы с радостью соглашаются на любые варианты. Чиновник разъяснил, что электронная очередь в детские сады «очень жестко контролируется», миновать ее совершенно нереально.