Граждане России, как и раньше, не готовы спокойно взирать на доходы «эффективных менеджеров» и одновременно с этим сомневаются в собственных возможностях зарабатывать больше. Относительно несправедливого распределения доходов в социуме ныне, как и 25 лет назад, говорит абсолютное большинство россиян (89%). Впрочем, сейчас граждане не возражают против того, чтобы государство вмешалось в этот вопрос. Если в 1989 году с идеей о том, что регуляция распределения доходов должна сократиться до минимума, соглашались 64% респондентов, то сегодня — всего 27%.
Такую динамику продемонстрировал недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в результате которого были опрошены 1,6 тыс. россиян в 132 населенных пунктах 46 регионов России.
В настоящее время 51% подвергнутых опросу полагает, что распределение доходов в обществе совершенно несправедливое, а еще 38% согласны с этим отчасти. Только 5% россиян думают, что текущее положение дел полностью правильное.
Впрочем, и оптимистов, расценивающих свои шансы на повышение материального положения, как высокие, оказалось гораздо больше — 24% против 19% в перестроечные годы.
Разница в оплате труда в настоящее время воспринимается более болезненно, нежели во времена перестройки. В начале 1990-х возможность получать большую зарплату была мотивом для повышения качества работы 36% опрошенных. Сейчас это вдохновляет вдвое меньше россиян — 18%.
С мнением о том что большой разрыв в окладах между «богатыми» и «бедными» несправедлив, согласен 41% (по сравнению с 29% в 1989 году).
Ограничение доходов богатых сейчас устроило бы гораздо больше людей, нежели в годы перестройки. Россияне полагают, что разница в зарплате должна быть не более, чем в 3–4 раза — это наиболее поддерживаемый вариант, за который высказались 32% респондентов (в 1989 году их было лишь 12%). 18% граждан России полагают, что в государстве не должно быть миллионеров (27% в 1989 году), а каждый десятый (11%) и вовсе утверждает, что доходы для всех россиян следует уровнять.
Россияне все больше стремятся к патернализму.
Жители России начали больше полагаться на государство в решении проблемы распределения материальных благ. 90% считает, что власти должны способствовать, чтобы каждый получал доход не ниже прожиточного минимума (в 1989 году — 84%).
Также россияне стали больше склоняться к мнению, что государство должно предоставлять малоимущим гражданам больше льгот и другой помощи — 85% (против 67% в 1989 году).
74% утверждает, что власти должны отслеживать, чтобы разница в доходах «богатых» и «бедных» не выходила излишне большой. 25 лет назад так думала только половина опрошенных (50%).
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров указал, что за 25 лет произошли весьма заметные изменения в общественном сознании, что отображается в смещении надежды — если в прошлые годы россияне, скорее, верили только в свои силы, то теперь опять в большей степени полагаются на государство.
«Во время перестройки всем казалось, что нужно сбросить с себя давящий пресс государства, и каждый построит себе счастливую, сытую и одухотворенную жизнь, поэтому о необходимости госрегулирования высказывалось минимальное число россиян», - говорит он. «Тогда бытовало мнение, что чем меньше участия государства, тем лучше, поскольку оно не дает зарабатывать. Но с годами стало совершенно понятно, что тотальная свобода ведет, скорее, к росту неравенства и несправедливости».
Как известно из мировой практики, существует два механизма распределения доходов - рыночный и административно-командный. В чистом виде ни один из этих механизмов решить проблему справедливого распределения доходов не способен.
Для рыночного механизма свойственен такой критерий распределения, когда любой доход, полученный в результате конкуренции на рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, принимается как справедливый. Однако рыночное распределение не берет к сведению интересы работников науки, а также людей, которые в соответствии со своим социальным статусом являются только потребителями (инвалиды, дети, старики).
С общечеловеческих позиций можно полагать справедливым такое распределение доходов, которое предоставит возможность реализовать неотъемлемое социально-экономическое право человека - право на улучшение стандарта благосостояния.
Труд, потерявший свою законную, аргументированную долю в национальном доходе, влияет на производство тем, что опускает до своего уровня качество всех факторов производства.
К примеру, политическая инфраструктура американского общества делает невозможным для буржуазии забирать себе большую, чем это принято по историческим и социальным нормам, часть вновь созданного продукта.
В бывших социалистических обществах заработная плата не оказывала влияния на решение проблем социального обеспечения: образование, медицинское обслуживание и обеспечение жильем. Все это распределялось через общественные фонды потребления.
Распределение благ и услуг через такие фонды потребления реализовывалось на базе принадлежности человека к тому или иному ведомству, отрасли, которая и определяла его долю в этих фондах. Переход к рыночному механизму функционирования экономики усилил социально-экономическую незащищенность большей части населения России.