Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, являющийся одним из самых профессиональных и, что не менее важно в настоящее время, принципиальных макроэкономистов, которые умеют отделять политическую конъюнктуру от рыночной, в своем блоге на известном ресурсе «Эхо Москвы», опубликовал материал под названием «Инфляция: назад в 90-е».
Как считает Игорь Николаев, инфляция, показатель которой по итогам января 2015 года составил 3,9 процента, оказалась для властных структур полной неожиданностью. По мнению Николаева, власти уже начали понимать, что уровень инфляции окажется достаточно высоким, но такого роста они явно не ожидали. Как оказалось, этот показатель стал самым большим за период, начиная с января 1999 года. Напомним, что в тот последефолтный январь рост цен составил 8,4 процента.
Формирующийся список показателей и индикаторов, являющийся свидетельством того, как страна все больше отбрасывается в кризисные тяжелые 90-е годы, явился следствием январской инфляции вслед за показателем динамики денежных доходов, которыми реально располагает население.
В Россию возвращаются лихие 90-е.
По словам Игоря Николаева, если мы видим ценники в магазинах, то можно ли верить этим январским 3,9 процента? Николаев продолжил, что, в свое время уже проводились специальные исследования, которые были призваны оценить достоверность официальных данных по инфляции. Эти данные приводились в докладе «Альтернативная инфляция» и свидетельствовали, что если Росстат и врет, то совсем не намного. Почти десять лет назад это «не намного» составило 2-3 процентных пункта.
Директор Института стратегического анализа ФБК продолжил, многие сочтут, что это все равно получается мало, если даже с прибавкой 2-3-х процентных пунктов. Однако это происходит потому, что методологическая оценка инфляции является, по образному выражению экономиста, просто «замером средней температуры по больнице». Николаев подчеркнул, что к этому необходимо именно так и относиться, понимая, что для качественных, принципиальных выводов даже, может быть, несколько заниженных официальных показателей инфляции, более чем достаточно. В то же время официальным властям очень трудно возражать против официальных цифр.
По мнению аналитика, в ситуации, сложившейся в настоящее время, показатель январской инфляции в 3,9 процента свидетельствует о многом. Из слов экономиста следует вывод, что все реальные прогнозы официальных властей несостоятельны, реальные доходы населения имеют тенденцию снижаться куда быстрее, чем планировалось, а российские антисанкции в виде продовольственного эмбарго на ввоз в Россию продуктов питания из стран, которые ввели против неё санкции, являются большой глупостью с проинфляционным эффектом.
Игорь Николаев говорит в своей статье, что антисанкционные меры российских властей внесли существенную лепту в имеющийся в данный момент рост инфляции. Это признают даже сами официальные власти в лице Банка России и Минэконономразвития. Экономист подчеркнул, что это и было невозможно не признать.
Как образно высказывается Игорь Николаев в своей статье, благодаря этой «выходке» подъем цен на продовольственную группу товаров в январе 2015 года составил 5,7 процента, а это почти в шесть раз больше, чем аналогичный показатель в 2014 году, который в тот момент составлял 1 процент. Необходимо заметить, что рост цен на продукты питания значительно превысил общий показатель инфляции. Директор Института стратегического анализа отметил, что для качественных выводов цифр официальной статистики предостаточно.
Игорь Николаев обращает внимание еще на одну цифру, которая характеризует стоимость условного, так называемого минимального набора продуктов питания в расчете на месяц. Эта цифра в среднем по Российской Федерации составляла в конце января 3592,5 рубля, то есть выросла на 8,3%. Иванов акцентирует внимание, даже без анализа, можно ли, потратив названную выше минимальную сумму, обеспечить выживание. Необходимо обратить внимание, что эта цифра, составляющая 8,3 процента, значительно выше общего показателя инфляции в сфере продовольственных товаров, который составляет 5,7 процента. Директор Института стратегического анализа делает вывод, что рост стоимости продуктов питания для малообеспеченных слоев населения значительно выше общего показателя продовольственной инфляции.
Размышляя, экономист Игорь Николаев приходит к выводу, что больше всего пострадали те, которые так радовались и поддерживали российские антисанкции, но отнюдь не любители хамона, фуа-гра, устриц и т. д. Последняя часть населения Российской Федерации, которую составляют любители этих деликатесов, как раз пострадала в меньшей степени, если вообще можно сказать, что пострадала. Вывод директора Института стратегического анализа, сделанный на основе данных официальной статистики, гласит: от разогнавшейся, в том числе из-за российских антисанкций, продовольственной инфляции в гораздо большей степени страдают бедные.
Игорь Николаев обращает внимание еще на одну больную тему – медикаменты. Экономист приводит данные официальной статистики Росстата, из которых следует, что стоимость лекарственных средств выросла за истекший январь на 6,6 процента, а если сравнить в годовом выражении, то есть к январю 2014 года – то на 20 процентов.