Депутаты российской Госдумы предлагают разрешить конфискацию не только имущества лиц, которые были уличены в коррупции, но и имущества, принадлежащего их родственникам. Более детально с новой инициативой нижней палаты российского парламента знакомились журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Депутатом ГД Алексеем Ниловым "Справедливая Россия" был внесен в парламент проект закона, согласно которому предусматривается возможность конфискации имущества у родственников лиц, уличенных в совершении коррупционных преступлений.
Народный избранник предлагает изымать в пользу государства не только имущество лиц, совершивших преступления, связанные с коррупцией, но и ценности, деньги и иного рода имущество, принадлежащее близким родственникам данного лица, родственникам иной степени родства или лицам, здоровье, жизнь и благополучие которых дороги ему ввиду сложившихся личностных отношений. Нилов предлагает изымать имущество таких лиц в пользу государства в случае, если они не смогут предоставить документы, подтверждающие законность происхождения принадлежащего им имущества.
Согласно предложению политика, органы власти, которые ведут борьбу с коррупцией, необходимо наделить правом требовать у родственников или людей, близких к лицу, совершившему преступление коррупционного характера, сведения относительно законности происхождения принадлежащего им имущества, ценностей или денежных средств. Кроме того, эти органы также должны быть наделены полномочиями для проверки предоставленных им сведений.
В случае если уполномоченным на проведение подобной проверки органом будет выявлено имущество, законное происхождение которого не может быть подтверждена, данное имущество может изыматься в пользу государства.
Нилов, обращаясь к опыту, накопленному другими странами, сослался на Норвегию – страну, законодательство которой предусматривает так называемую "расширенную конфискацию": изымается не только имущество, принадлежащее преступнику, не сумевшему доказать законность его происхождения, ни и имущество, принадлежащее его супруге.
Стоит отметить, что у российских депутатов идея конфисковывать имущество родственников коррупционеров довольно популярна, и парламентарии уже давно пытаются воплотить данную идею в закон. В частности, в декабре 2013 года один из народных депутатов рассказал журналистам о готовящихся поправках к Уголовному кодексу, согласно которым будут внесены изменения в нормы УК, касающиеся конфискации собственности родственников лиц, уличенных в совершении коррупционных преступлений в случае, если будут выявлены доказательства незаконного происхождения этого имущества.
Минтруда РФ предлагает платить информаторам за сигналы о коррупции.
Между тем в Министерстве труда РФ подготовили свой законопроект, направленный на борьбу с коррупционерами, регламентирующий защиту лиц, которые сообщили о фактах коррупционных правонарушений. В данном законопроекте, наряду с механизмом защиты информаторов (и их родственников), предусмотрена также выплата им денежного вознаграждения за сообщенную информацию
В официальном сообщении Минтруда сказано, что ведомство предлагает установить размер вознаграждения за информацию о совершенных коррупционных преступлениях в размере от 5 до 15 процентов от сумы предотвращенного в результате их действий ущерба.
Разработчики законопроекта также отметили, что для более эффективной защиты служащих и сотрудников, сообщивших о фактах коррупции, будет применяться целый ряд мер – в частности, личные данные этих сотрудников будут держать в секрете, им будет предоставлена защита от неправомерного увольнения, а также бесплатная юридическая помощь. Кроме того, законопроектом также предусмотрена защита и для родственников информаторов.
Впрочем, по мнению Кирилла Кабанова, возглавляющего Национальный антикоррупционный комитет, данный законопроект, скорее всего, не сильно повлияет на процесс борьбы с коррупцией в России, поскольку авторы документа предлагают ограничить максимальную сумму вознаграждения 3 миллионами рублей.
Кабанов напомнил об аналогичном законопроекте, принятом в Соединенных Штатах Америки, там тоже сперва существовала верхняя планка выплачиваемого вознаграждения – 100 тысяч долларов, и пока ее не убрали, сигналов о фактах коррупции практически не поступало. По его словам, 3 миллиона рублей – это стоимость квартиры в каком-то из регионов страны, и данная сума практически никак не повлияет на ситуацию с взятками в крупных размерах, исчисляемых миллионами долларов, поэтому, чтобы данный закон действительно заработал, необходимо из него убрать лимит выплачиваемого вознаграждения.
Бывший генпрокурор Юрий Скуратов, в свою очередь, отметил – нормами российского законодательства охрана свидетелей и так уже предусмотрена, поэтому новые нормы закона не должны вступать в противоречия с уже существующими. При этом Скуратов считает, что не нужно поощрять сами доносы и атмосферу доносительства в целом – получение подобной информации необходимо, однако важно не переступать определенную грань.
Георгий Албуров, возглавляющий отдел расследований Фонда борьбы с коррупцией, также сомневается в эффективности нового закона. По его мнению, было бы глупо ожидать эффекта от денежного вознаграждения на уровне депутатов или министров – подобные поощрения будут эффективны только на "низовом" уровне.