Аналитики продолжают предпринимать попытки спрогнозировать колебания цен на нефть в ближнесрочной перспективе. Так, руководитель управления исследований биржевых товаров Bank of America Франсиско Бланш в беседе на телеканалом CNBC сказал, что марки Brent и WTI в ближайшие нескольких недель могут понизиться до 30 долларов. Главная причина все та же - серьезное превышение предложения в сравнении со спросом (примерно на 1,4 млн. баррелей в день) и переполненные нефтехранилища.
Резервы нефти в США на минувшей неделе увеличились на 8,43 млн. баррелей - до 437 млн., в то время как эксперты допускали увеличение только на 4 млн. баррелей. Если складировать нефть будет уже некуда, цены рухнут вниз, указывает Бланш. По его оценке, объемы в арендованных под хранение нефтетанкерах под конец второго квартала могут составить от 50 до 100 млн. баррелей - по сравнению со 110 млн. баррелей в апреле 2009 г. во время финансового кризиса.
Такие выводы делают и другие эксперты. По информации IHS Energy Insight, в США коммерческие нефтехранилища полны уже на 80%. А в Citigroup полагают, что полное заполнение материковых нефтехранилищ произойдет в течение двух месяцев, останутся только плавучие нефтехранилища.
Ранее Citibank прогнозировал понижение стоимости нефти марки WTI в конце первого - начале второго кварталов нынешнего года заметно ниже 40 долларов. На определенный отрезок времени цена стабилизируется в районе 20 долларов, полагают банкиры. На прошлой неделе руководитель Фонда по поддержке гражданских инициатив Алексей Кудрин со своей стороны также считает вероятным кратковременное снижение стоимости нефти до 20 долларов.
Однако для России обесценивающаяся нефть может оказаться не наказанием, а благом: низкая стоимость черного золота не ослабит страну, а напротив, может сделать ее сильнее после того, как завершится период перенасыщения рынка. Такое мнение озвучила заведующая отделом развития нефтегазового комплекса России и мира Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова во время панельной дискуссии, инициированной Центром национальных интересов США, пишет в четверг, 26 февраля, The National Interest.
Она отмечает, что, во-первых, крупнейшие энергетические предприятия России, такие как «Роснефть» и «Газпром», обладают значительными резервами и государственной поддержкой. Во-вторых, последствия от падения цены приглушает падение рубля: серьезная девальвация национальной валюты оказывает на экспорт благотворное влияние, ведь выручка поступает в долларах, а большая часть расходов (зарплаты и налоги) номинирована в рублях.
В помощь нефтяникам приходит и российская налоговая система: ставка налога на баррель уменьшается, когда падает цена, что перекладывает большую часть прибылей и убытков от ценовой нестабильности, с производителей нефти, на плечи государства. Значит, указывает Митрова, для нефтяных компаний не столь уж важно – стоит баррель нефти 50 или 100 долларов.
Другие эксперты, принявшие участие в дискуссии – старший вице-президент по энергетическим вопросам и геополитике Центра стратегических и международных исследований Фрэнк Веррастро и старший научный сотрудник Института Брукингса Чарльз Эбинджер - не возражали против сказанного Митровой, относительно современного состояния российского рынка энергоресурсов, но не согласились с ней в прогнозах перспектив восстановления общемирового энергетического рынка.
Как отмечает Митрова, в Российской Федерации доминируют ожидания скорого возвращения нефтяных цен на докризисный уровень - до 80 долларов за баррель уже к концу нынешнего года, поскольку в маленьких ценах не заинтересован никто. Ее оппоненты были настроены гораздо скептичнее, полагая, что период невысоких цен затянется не только на 2015-м, но и на 2016 год.
Сценарии будущего Российской экономики.
Первый и наиболее грустный – если нефть опять подорожает. Это не исключено. «Политика крупномасштабных денежных вливаний, практикуемая в Америке в качестве лекарства от кризиса 2009 года, вполне может «надуть новые пузыри», - полагает Сергей Шелепин обозреватель «Росбалта». Если это произойдет, Россия точно вернется в «золотой век». Точнее, в тот его момент, до которого ранее она как раз доросла, но из-за кризиса не успела, как следует прочувствовать. А именно: процесс перехода от активности к стагнации, к длящемуся долгие годы разложению.
Второй сценарий. Нефть – дорогая, однако все-таки наполовину дешевле, чем была ранее. Это предполагает выход из кризиса с задержкой и медленными темпами. Но вероятность оздоровления, пускай и небыстрого, заметно выше.
И третий сценарий, наиболее хороший для России – это переход нефти в товар обычного, нестратегического типа, как автомашины или металлочерепица. То есть стабилизация ее стоимости на уровне, не очень далеком от себестоимости.
Это ситуация, когда экономическая система остается без привычного своего наполнения, как наркоман – без наркотика. Когда нет ни гроша на «АвтоВАЗ». Нет возможностей на поддержание госкорпораций и их руководства. Нет средств на субсидирование политических акций «Газпрома». Когда в экономической жизни просто ничего другого не остается, кроме как строить правильную здоровую систему. И не только в экономике, конечно.
Так, фьючерсы нефти с поставкой в марте WTI (Light Sweet Crude Oil) упали до 49,33 доллара за баррель на Нью-Йоркской товарной бирже. Цена апрельских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent снизилась на 0,91 доллара (до 60,94 доллара за баррель) на лондонской бирже ICE Futures Europe, - отмечают аналитики брокера Fort Financial.