Следственная группа, занятая делом об убийстве Бориса Немцова, занялась расследованием версии, связанной с «украинским следом». Сыщики предполагают, что Немцов был застрелен по заказу СБУ, а непосредственными исполнителями преступления, возможно, были чеченские бойцы из батальона им. Джохара Дудаева, выступающего на стороне украинской армии.
По информации, полученной от источника в правоохранительных структурах, в убийстве Немцова подозревается нынешний командир этого формирования, фигурант уголовного дела о покушении на президента России Владимира Путина Адам Осмаев, а также его супруга Амина Окуева. Задумывалось это украинскими спецслужбами с целью дискредитации руководства России, а также для дестабилизации политической ситуации, о чем сообщается на сайте газеты «Известия».
Источник в правоохранительных органах указал, что сейчас у следственной группы уже есть ряд свидетельств причастности украинских спецслужб к гибели российского оппозиционера. Еще в день убийства Немцова официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что следователи отрабатывают версию, связанную с попыткой дестабилизации политической ситуации в России.
На причастность к преступлению спецслужб указывает качество подготовки и исполнение. Наемный убийца стрелял в Немцова рядом с Кремлем на открытой местности, однако, как оказалось, этот участок находился в мертвой зоне камер наблюдения. Время было выбрано с учетом того, что в городе уже нет заторов, но в центре все еще остается достаточно интенсивное движение, которое позволяет затеряться среди других автомашин.
Сейчас проверяется информация о том, что поручение украинских спецслужб, относительно убийства Бориса Немцова, выполнено чеченскими боевиками из батальона имени Джохара Дудаева.
Международный миротворческий батальон имени Джохара Дудаева, принимающий участие в войне на Донбассе на стороне украинских Вооруженных сил, был организован в марте 2014 года выходцем из Ачхой-Мартановского района Чечни Исой Мунаевым. В период первой чеченской кампании 1994–1996 годов он руководил одной из вооруженных группировок, а после того, как к власти в Чечне пришел Аслан Масхадов, занимал должность коменданта Грозного.
В 1999 году после старта контртеррористической операции в Чечне Мунаев назначил себя командующим Юго-Западным сектором обороны Ичкерии и принимал участие в нападении на российских военных, а также организации терактов против гражданского населения. В 2006 году после ранения Мунаев бежал из Чечни в Данию, где ему предоставили политическое убежище.
К указанному батальону присоединились Адам Осмаев, обвинявшийся в покушении на президента России Владимира Путина, и его супруга Амина Окуева, которая во времена Евромайдана была медсестрой «афганской сотни», а впоследствии бойцом и пресс-секретарем этого формирования.
Общая численность батальона, как утверждает Окуева, составляла 300 человек. Однако после боев за Иловайск ряды батальона весьма поредели. А 1 февраля 2015 года в боях за Дебальцево убили и командира Ису Мунаева. Об этом 2 февраля 2015 года рассказал командир другого отряда — «Донбасс» — Семен Семенченко. Позднее эту информацию подтвердила пресс-секретарь дудаевцев Амина Окуева.
Место убийства было выбрано идеально.
Российские следователи сейчас занимаются вопросами, связанными с общим количеством людей привлеченных к подготовке и исполнению убийства Немцова. Оперативники предполагают, что кроме, собственно, убийц и наводчиков в столице РФ присутствовали и «контролеры», которые мониторили последствия и политический эффект от преступления.
Особенно интересно то обстоятельство, что убийца расправился с Немцовым, но не тронул важного свидетеля — его любовницу, украинку Анну Дурицкую. После допроса женщина была доставлена в квартиру приятелей Немцова, где она пребывала под охраной спецслужб. Там ее немедленно навестил консул Украины в России. В настоящее время она вернулась на родину.
Также следствию кажется подозрительным, что в Москве 1-го марта во время траурного шествия появился депутат Верховной Рады Украины Алексей Гончаренко.
О спецподготовке убийц говорит и тот факт, что они рассчитали все до мелочей: время появления Немцова и его спутницы на мосту, наличие и местоположение камер, плотность движения и многое другое.
По мнению президента Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» полковника запаса Сергея Гончарова то обстоятельство, что киллер не тронул Дурицкую, говорит о том, что либо заказчик хотел, чтобы она осталась в живых, либо здесь имеется украинский след.
Единственное сомнение в профессионализме убийц вызывает выбор боеприпасов. Эксперт отмечает, что профессионал вряд ли рискнул вести стрельбу патронами разных заводов-изготовителей — есть вероятность, что пистолет просто заклинит. Таким образом, либо пытались запутать следы, либо к исполнению теракта привлекли любителя.
Бывший сотрудник ФСБ, а ныне глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов также считает, что версия о причастности иностранных спецслужб весьма правдоподобна. При расследовании заказного убийства, в первую очередь выясняется, кому оно может быть выгодно. Он впрочем, пока не хочет говорить однозначно, какие именно спецслужбы в этом замешаны.
Член комитета Госдумы по безопасности Илья Костунов считает, что это был террористический акт, цель которого была в том, чтобы повлиять на политическую ситуацию в России. При этом политологи сходятся во мнении, что украинские спецслужбы сами только посредники — настоящие заказчики «ритуального убийства» пребывают в Вашингтоне.