Одной из причин теперешнего кризиса в России является аннексия Крымского полуострова, состоявшаяся почти год назад. Татьяна Нестеренко утверждает, что оккупацию Крыма предварительно никто с Минфином не обсуждал. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Forbes Woman».
В интервью популярному изданию для деловых леди Татьяна Нестеренко, первый заместитель главы финансового ведомства Российской Федерации рассказала об особенностях управления государственными деньгами в кризисный период. Некоторое внимание в беседе с главредом «Forbes Woman» Юлией Таратутой уделила чиновница причинам, повлекшим за собой кризис.
Нестеренко констатировала, что перед Минфином сейчас на самом деле возник ряд новых внешних вызовов. Ведомство работает над разработкой методов деятельности в новых непростых условиях, преодоления кризисных проявлений. Сотрудники ведомства определяют, какие меры должны быть приняты для адаптации финансовой системы России к функционированию при новых обстоятельствах.
Позитивным моментом в создавшейся ситуации назвала Нестеренко наличие у экономики государства резервов. Запас прочности, созданный на протяжении нескольких предыдущих лет, сопровождающийся резервом времени, дает право надеяться на лучшее. За время, пока в экономику задействуются резервы, руководство государства имеет возможность принимать взвешенные решения, прогнозируя возможные последствия каждого шага.
Поскольку Нестеренко в Минфине человек не новый, она может сравнивать теперешнюю кризисную ситуацию с теми, которые Россия уже прошла. Сравнивая с кризисом 1998 года, чиновница отметила, что в то время каждый день работы Минфина был шоком, теперь такого нет, поскольку запас прочности ведомства значительно возрос.
Кризис – следствие, а в чем причина?
Не являются секретом и явления, которые привели к теперешней кризисной ситуации. Нестеренко в своем интервью выделила 3 основных фактора – снижение стоимости нефти, аннексия Крымского полуострова и отсутствие структурных реформ. Если вторая причина для Минфина оказалась сюрпризом не из приятных, то к негативному воздействию первого и третьего факторов никто не мешал тщательно подготовиться.
На протяжении многих лет перед этим от руководства финансового ведомства поступали предложения о формировании главной государственной сметы с использованием более реалистичных данных. Речь идет о необходимости сбалансирования бюджета при стоимости барреля нефти в пределах 70-80 долларов.
Эксперты ведомства, подчеркнула Нестеренко, заранее просчитали, что в ближайшем будущем ожидается изменение баланса спроса и предложения на рынке нефти, последствия которого негативно скажутся на российской экономике. Специалисты ведомства призывали подготовиться к этому сценарию. Однако после длительных споров в бюджет был сверстан на основе стоимости барреля энергоносителя на показателе 100 долларов.
Чиновник утверждает, что сейчас основные споры ведутся по поводу прогнозирования конъюнктуры на рынке продажи нефти. Эксперты выдвигают гипотезы по поводу продолжительности снижения стоимости нефти. Нестеренко полагает, что изменение на рынке является, долгосрочным трендом, к которому следует готовиться и на протяжении ближайших 5-6 лет в главную государственную смету есть смысл закладывать невысокую цену нефти.
По мнению аналитиков Минфина, бюджет 2017 года должен быть сбалансирован с учетом цены около 70 долларов за баррель, что на данное время является задачей нелегкой. «В экспертной среде довольно распространенным является мнение о том, что следует ожидать падения стоимости барреля нефти до отметки 45-50 долларов баррелей и фиксации ее на длительное время» – констатируют аналитики компании NordFX.
О стоимости аннексии Крыма никто у Минфина не спрашивал.
Вторым фактором, который оказывает негативное влияние на экономику Российской Федерации, является санкционное воздействие. Опыта работы в условиях санкций, введенных мировым сообществом, у российского финансового ведомства нет. Однако и с этим вызовом, отметила Нестеренко, Минфин столкнулся, теперь решения принимаются с учетом этого обстоятельства.
К специалистам ведомства с просьбой оценить возможную стоимость аннексии Крымского полуострова перед событиями годичной давности никто не обращался. Однако и ответ на этот вопрос, по мнению Нестеренко, требует большего уровня знаний, чем тот, которым располагает Минфин. Соответственно, оценить адекватность цены, заплаченной за решение Кремля, в министерстве не могут.
Чиновник отметила, что ведомство обладает только тем уровнем компетенции, которым в свое время было наделено, не более того. Всей информации, которая была у главы государства при принятии решения по Крыму, у специалистов Минфина нет и быть не может. Поэтому обсуждать правильность или ошибочность решения об аннексии Нестеренко не берется, утверждая, что ответственность за него лежит только на главе государства, который принимал решение, обладая всей информацией.
За все время правления страной нынешнего главы государства, по мнению Нестеренко, необдуманные решения им не принимались. Однако, справедливости ради отметила чиновница, что присоединение Крымского полуострова для сотрудников финансового ведомства стало полной неожиданностью.