Представители российских силовых ведомств объединили силы в борьбе с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, в виду того, что он пожелал расширить сферу своего влияния, полагает российский журналист и блогер Олег Кашин. В беседе с журналистами «ГОРДОН» он поведал о неприкрытом противостоянии, которое происходит между спецслужбами и чеченским лидером, обстоятельствах расстрела Бориса Немцова и о том, как в России публикуется информация о продвижении следствия.
Президент РФ Владимир Путин 9 марта отметил деятельность Рамзана Кадырова орденом Почета. Незадолго перед этим, чеченский лидер высказался в защиту Заура Дадаева, который в настоящий момент есть главный подозреваемый в деле об убийстве Бориса Немцова.
Олег Кашин считает, что Путин оказался в непростом положении. Наградив Кадырова российский президент, как бы выступил в защиту убийцы. Если это так, значит можно говорить о том, что Путин «сильно радикализировался».
Наоборот, если президент России отстранится и примерно накажет выходцев из Чечни, тогда выходит, что формирования Кадырова настолько неподконтрольны, что по собственной инициативе могут убить любого, даже публичного человека и главу оппозиции буквально на пороге президентского кабинета. Это также вредит репутации Путина.
Проще говоря, какое бы прилюдное действие не предпринял Путин, это будет играть против него. Не стоит волноваться за него, отмечает Олег Кашин, ведь он сам себя поставил в такую безвыходную ситуацию, вот сам пускай и ищет выход. Однако, по мнению журналиста, такой интересной ситуации в истории России еще не было.
Случившаяся публичная полемика это «редкий случай» связанный с высокопоставленными соратниками Путина. Совершенно очевидно, что он такого рода выступлений не любит. Последний аналогичный случай имел место в 2007 году, когда был арестован генерал из Госнаркоконтроля. Тогда руководитель этого ведомства Виктор Черкесов отправил статью в «Коммерсант». Путин в результате примерно наказал Черкесова за то, что тот осмелился публично выступать против.
Сейчас происходит примерно то же самое. ФСБ задержало кадыровского гвардейца, Заура Дадаева, который не один год служил в подразделении, входящем в МВД Чечни. После задержания, Рамзан Кадыров поддержал его и охарактеризовал Дадаева как храброго воина, патриота и порядочного человека. Кадыров полагает, что если он даже и застрелил Немцова, то сделал это из высоких соображений, потому что Дадаев всегда поступал в интересах России.
Убийством Немцова можно прикрыть много кадровых решений Путина.
Небезынтересно то, что до настоящего времени руководитель ФСБ Александр Бортников предпочитал оставаться в тени. Обычно разного рода заявления озвучивал представитель Следственного комитета Владимир Маркин. В этом случае Маркина по какой-то причине отстранили, и Бортников сам сообщил о задержании потенциальных убийц. Бортников и Кадыров занимают здесь диаметрально противоположные позиции, точку в этой полемике будет ставить Путин. Какое решение он примет, предвидеть тяжело.
Отвечая на вопрос о том, что уже некоторое время не выходит на люди глава администрации Путина Сергей Иванов, и не может ли это быть связано с раздором среди российских силовиков, Олег Кашин отметил, что делать из этого выводы не ко времени. Иванов «второй человек в Кремле после Путина» и его влияние выше, чем у Медведева. Он мог уйти на больничный или взять отпуск. Не стоит забывать, что у него недавно погиб сын.
Олег Кашин допускает, что некая группа людей в федеральном правительстве могла знать о подготовке убийства Немцова и не предприняла никаких действий для недопущения преступления. Они позволили убить Немцова, чтобы появился предлог для привлечения людей Кадырова.
Кадыров недавно выказалл желание выйти за границы Чеченской республики. На протяжении полугода он периодически делает заявления, имеющие отношения к внешней политики – в основном по Украине. Когда в России стартовало движение «Антимайдан», Кадыров и его клевреты приняли активное участие в его мероприятиях. Олег Кашин полагает, что это ярко показывает, что у Кадырова имеется претензия на некий карьерный рост. И такое его желание вступает в конфликт с мнением группы людей в Кремле и ФСБ.
Олег Кашин позволяет себе сравнивать чеченского лидера с Берией. Пока тот возглавлял НКВД, всех это устраивало, но как только он заявил претензию на что-то большее, его уничтожили. Вероятно, тут случится аналогичная история. Как известно ФСБ, Следственный комитет, МВД – ведомства, обычно конфликтовавшие, сейчас выступают единым фронтом и не дают Кадырову подать убийство Немцова как действие исламских экстремистов.
В отношении расследования убийства, все СМИ получают только ту информацию, которую считают возможным опубликовать федеральные власти. Многие журналисты на этих куцых сведениях пытаются построить какие-то предположения и гипотезы. Из-за недостатка информации, дающей возможность понять, что в реальности происходит, остается слишком много места для манипуляций, указывает Олег Кашин.
Олег Кашин отмечает то обстоятельство, что следствие ведет Игорь Краснов, ставший известным благодаря раскрытию убийства Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бобуровой. У Краснова имеется опыт расследования деликатных, для властей, дел. Сейчас ничто не помешает объявить, что убийцы – задержанные чеченцы, а заказчик остался неизвестен. Хотя в принципе заказчика можно и назначить, любой человек, «вплоть до Кадырова». В этом деле могут произойти, какие угодно неожиданности.