Обвал курса российского рубля в конце 2014 года вызвало не только резкое падение стоимости нефти, также этому содействовал еще ряд факторов, к числу которых относятся политика количественного смягчения российского Центробанка, влияние западных санкций и переход к свободному "плаванию" рубля. Такого мнения придерживается Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ Банка, который ранее занимал руководящие посты в Министерстве финансов и Центробанке, в Женеве во время выступления на Российском экономическом и финансовом форуме.
Банкир уверен в том, что феномен обвального резкого падения курса рубля, наблюдавшийся в ноябре-декабре 2014 года, не представляет собой исключительно объективное экономическое следствие падения цены на нефть.
По словам Вьюгина, в настоящее время наблюдается ситуация, когда, несмотря на падение цен на нефть, российская валюта все же укрепляется. Вьюгин считает очевидным, что за прошедший короткий промежуток времени произошло чрезмерное падение курса рубля - так называемый overshooting.
Также банкир считает, что затем денежно-кредитная политика Центробанка изменилась, и в результате на сегодняшний день нельзя утверждать о том, что над Российской Федерацией в финансовой сфере нависла какая-то страшная опасность, из-за которой стране следует ожидать неких невероятных явлений.
В то же время Вьюгин считает, что в кратковременной перспективе российский рубль будет подвержен волатильности. По словам банкира, в том случае, если более или менее взвешенный подход к фискальной и денежно-кредитной политике будет сохранен, то финансовая система останется стабильной, и ее раскола не произойдет.
Также банкир напомнил, что ранее регулятор занимался количественным смягчением. При этом Вьюгин отметил, что, правда, ЦБ не покупал бонды, как это делали в ФРС США и планирует делать ЕЦБ, регулятор покупал кредиты, выдаваемые банками коммерческим компаниям. По словам Вьюгина, такой механизм существует и сейчас. Он сообщил, что если банк выдал кредит, взяв под него залог, затем можно прийти в Центробанк для продажи этого кредита.
По мнению банкира, такая активность являлась достаточно существенной, поскольку суммарный объем подобных кредитов, выданных к концу года, составил около 5,5 триллиона рублей, в настоящее время эта сумма сократилась до 3 триллионов рублей.
Кроме того, Вьюгин отметил, что когда в ЦБ объявили об отпущении курса рубля в свободное плавание, заявив, что регулятор не будет контролировать его, одновременно упала стоимости нефти, и в августе против России ввели санкции. По мнению банкира, такая концентрация данных событий на самом деле и привела к серьезным ожиданиям падения курс рубля.
Маловероятен - аналитики о стрессовом сценарии.
Ранее сообщалось, что в пятницу Банк России не обманул ожиданий рынка, приняв решение о продолжении смягчения денежно-кредитной политики, однако при этом ЦБ представил слишком пессимистичный рисковый сценарий развития макроэкономики. По мнению ряда аналитиков, опрошенных корреспондентам одного из российских изданий, этот сценарий не противоречит планам ЦБ по достижению в России инфляции в 4 процента, однако его можно выполнить только в долгосрочной перспективе.
Так, в пятницу советом директоров ЦБ РФ было принято решение о снижении ключевой ставки до 14 процентов - на 1 процентный пункт, также регулятор заявил о готовности снижать ее по мере ослабления инфляционных рисков в дальнейшем. Спустя некоторое время ЦБ обнародовал ежеквартальный «Доклад о денежно-кредитной политике», в котором макроэкономические параметры, указанные в рисковом и базовом сценариях развития ситуации в экономике на трехлетний срок, были обновлены.
В рисковом сценарии ЦБ в 2015 году прогнозируется инфляция на уровне 17-19 процентов, при этом спад ВВП оценивается в 5,3-5,8 процентов при среднегодовой стоимости нефти в 40 долларов за баррель.
Аналитики прокомментировали стрессовый сценарий регулятора, оценив его вероятность как низкую. В частности, Алексей Девятов, главный экономист «Уралсиб Кэпитал», считает вероятность стрессового сценария регулятора относительно небольшой. По мнению эксперта, он может быть реализован в случае возникновения определенных предпосылок, к числу которых относятся усиление санкций, низкие цены на нефть и дополнительные проблемы на украинском Донбассе.
По словам экономиста ING Russia Дмитрия Полевого, при принятии решения по ставке в ЦБ ориентируются на ожидаемую инфляцию. По этой причине эксперт считает важным то, какой будет инфляция в стрессовом сценарии не в текущем году, а в 2 последующих годах. Исходя из таких соображений, Полевой считает, что никаких противоречий здесь нет, поскольку инфляция в 17-19 процентов в 2015 году не может исключать достижения в 2017 году инфляции в 4 процента.
В ходе итоговой пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что она выступает против снижения процента инфляции любыми способами. По словам главы регулятора, при принятии вышеупомянутого решения по поводу снижения ключевой ставки до 14 процентов совет директоров ЦБ исходил из соображений снижения в 2017 году инфляции до 4 процентов и ее поддержания вблизи указанного уровня в дальнейшем.