Большую часть заметок и комментариев на интернет-ресурсах политической направленности пишут профессиональные тролли, которым за это платят деньги. Подставных профилей в «Твиттере», «Фейсбуке», ЖЖ, «Вконтакте» огромное количество, а из-за войны на востоке Украины их количество заметно увеличилось. «Прокремлевские тролли» работают на русскоязычных прозападных площадках, оставляют комментарии на ресурсах международных изданий, в том числе на Радио Свобода. Российские модераторы уже научились их выявлять, а на Западе масса комментариев в поддержку Путина, до сих пор удивляет пользователей.
Наиболее известная организация – контора «Интернет-исследования» – располагается в Петербурге. Недавно сразу три бывших ее работника рассказали Радио Свобода о том, как они поддерживали Путина по 12 часов в день за 40 тысяч рублей в месяц.
Буквально на днях появилось еще одно свидетельство, которое раскрывает подробности деятельности самого одиозного отдела, находящейся на улице Савушкина в Петербурге организации. Петербургский блогер Марат Буркхард два месяца трудился в отделе, который распространял комментарии на провинциальных ресурсах, и безумный характер этой работы не может не поражать.
Марат Буркхард рассказал Радио Свобода, что поработать в этой организации он решил из чистого «авантюризма». Перед тем как получить работу ему пришлось пройти проверку – написать контрольный текст. Ему досталась тема «Вегетарианство: за и против». Потом было предложено более конкретное задание - написать, что он думает о гуманитарных конвоях в Донецк.
Ввиду того, что Марат Буркхард придерживается либеральной – прозападной позиции, ему пришлось скрыть это от своих работодателей. В организации постоянно происходит идеологический мониторинг текстов.
Обещанную зарплату (45 тысяч), он стал получать не сразу. Такую сумму можно было заработать при условии написания 135 комментариев, за 12-часовую смену. На первых порах ему было трудно.
В офисе организации имеются подразделения ведающие «Живым Журналом», отдел новостей, отдел, занимающийся изготовлением иллюстраций и демотиваторов, а также видеоотдел. Впрочем, другие подразделения он не посещал – это не поощрялось. У каждого сотрудника имелся свой кабинет, персональный компьютер, и в процессе работы отлучатся было нельзя, «все сидели по своим местам». В одном кабинете с ним работало двадцать человек.
Процесс не прерывался ни на мгновенье - трудились две смены по 12 часов каждая. Режим работы - два через два дня.
Отдел Марата Буркхарда занимался комментариями постов. Работали на разных форумах, к примеру - Infosamara.ru и на многих других, во всех городах России, на общегородских сайтах. После того как особые люди писали на этих форумах какую-то новость, Марат и его коллеги начинали ее комментировать. Это происходило по особой схеме, работали по трое, один из них был «плохим», то есть писал негативные отзывы, не соглашался с тем, что рассказывалось на форуме, критиковал власть, для придания правдоподобности дискуссии. Двое других начинали с ним спорить, отстаивая истинность написанного.
Размер одного комментария должен был быть не меньше 200 знаков. Приходилось все время стучать по клавишам. Таким образом, их группа, постоянно переходя с сайта на сайт, от Калининграда, до Владивостока, организовывала активность на различных форумах. При написании комментариев необходимо было вставлять ключевые слова, тэги, с помощью которых поисковые системы индексируют страницы сайтов. Ключевые слова им давало начальство. Их нельзя было ни спрягать, ни склонять.
Кроме того, в организации имеется особое подразделение, пишущее на украинском языке, кроме того англоязычный отдел, работающий на сайтах CNN или BBC. Зарплата в таких отделах заметно выше - не 45 тысяч, а 65.
Специальные люди трудятся в «Фейсбуке». Всего их 800 человек, каждый занят своим вопросом. В основном работают молодые люди, которые не особо вникают в политику. Политологу бывает трудно разобраться в хитросплетениях политики, что уж тут говорить об обычном юнце, - отмечает Марат. Впрочем, к качеству текста не придираются, главное – чтобы присутствовали ключевые слова, тэги.
Впоследствии стали организовывать планерки, на которых сообщалось о чем надо писать. Также проводился экзамен по идеологии, на котором было необходимо ответить на 20 вопросов. Те, кто не мог ответить, рисковали потерять работу.
Все силы брошены на Украину, уверяет Марат Буркхард.
Марат Буркхард признает, что в этой компании работают и идейные люди. Этих людей он называет фанатиками. Но в основном это молодежь, работающая из-за денег.
В организации введены очень строгие правила, опоздание на минуту грозит штрафом 500 рублей. Вся работа построена на системе наказаний: за любое, даже самое незначительное нарушение - взыскание, ежедневно угрожают увольнением. «Все как-то не по-человечески там происходит», - отмечает Марат Буркхард.
С работы он ушел по собственному желанию, в виду того, что деятельность ему казалась абсурдной. К тому же, он является противником идеологии, которую приходилось продвигать. Марату хватило двух месяцев, чтобы уяснить, как все устроено. В дальнейшем он не видел причин оставаться в организации, даже ради зарплаты.