«Эйфория россиян по поводу присоединения Крыма постепенно идет на убыль: граждане РФ все больше замысливаются о цене, которую приходится платить за аннексию украинского полуострова», - констатируют социологи Левада-центра.
Согласно последнему социологическому опросу, проведенному сотрудниками Левада-центр, за год ура-патриотические настроения россиян стали заметно скромнее. Так, чувство торжества справедливости в марте нынешнего года испытывали 28 процентов опрошенных против 31 процента год назад, радость по поводу воссоединения Крыма с «исторической родиной» – 14 процентов против 19, гордость за Россию – 32 процента против 34, чувство одобрения высказали 44 процента против 47. Специалисты отмечают, что изменения, на первый взгляд небольшие, можно сказать, в пределах статистической погрешности, но в течение года они неизменно снижаются, что говорит об устойчивом тренде. А вот в отношении людей, которые никаких чувств по поводу оттяпанного куска Украины не испытывают, можно сказать, что тут рост выходит за пределы возможной статистической погрешности – 12 процентов в этом году против 7 процентов в марте 2014 года.
Лучше стали россияне разбираться и в причинах аннексии Крыма. Если год назад 62 процента считали, что Москва стремится защитить русское население полуострова, то сегодня так думают уже 55 процентов. С 39 до 33 процентов упало число тех россиян, кто оправдывал вмешательство Москвы в крымские дела желанием навести порядок в условиях украинской анархии после победы Майдана. Увеличилось количество россиян, считающих, что подобным образом Москва занялась «собирательством исконно русских земель» – с 32 до 40 процентов. Аналогично выросло и число тех, кто считает кремлевскую авантюру попыткой отвлечь внимание населения от внутренних проблем – 14 процентов сегодня против 9 процентов год назад.
Уменьшилась доля граждан РФ, называющих присоединение Крыма «большим достижением российского руководства» – с 85 до 81 процента. Соответственно, снизилось количество россиян, ожидающих «исключительно позитивных последствий» от аннексии полуострова – с 27 до 19 процентов, при этом число тех, кто ждет от этого действия Кремля «негативных последствий», сегодня составляет почти столько же – 17 процентов (год назад таких скептиков было 13 процентов). Но число тех граждан РФ, которые считают аннексию Крыма «непоправимой ошибкой», осталось на том же уровне, что и год назад – 6 процентов.
Главным отрезвителем для россиян выступила цена, которую нужно платить за Крым. Треть опрошенных (32 процента) «совершенно не готовы» к этому, и только 16 процентов готовы на жертвы из своего кармана (5 процентов «в полной мере» плюс 11 процентов «в значительной мере» – год назад таких насчитывалось 7 и 19 процентов соответственно).
И еще несколько интересных выводов специалистов Левада-центр. Так, в 2 раза выросло число россиян, считающих, что русские и украинцы – это разные народы (40 процентов сегодня против 18 процентов год назад). О том, что русские и украинцы являются одним народом, сегодня говорят 52 процента, в то время как в марте 2014 года таковых было целых 79 процентов.
Генеральный директор Левада-центр Лев Гудков считает, что данные последнего опроса однозначно свидетельствуют о спаде эйфории россиян по поводу «Крымнаш». Патриотический пузырь, надутый год назад кремлевской пропагандой, сдувается. Негативные последствия аннексии Крыма проявляются все сильнее, и это заставляет волноваться рядовых россиян, ведь последствия санкций Запада и необходимость миллиардных вливаний в присоединенный полуостров бьют по их кошелькам. Недовольство россиян пока больше похоже на тихий ропот на кухнях, но в целом показатели поддержки действий властей систематически снижаются, включая одобрение деятельности президента Российской Федерации Владимира Путина.
Вывода Льва Гудкова поддерживают и другие российские социологи. Так, Константин Калачев из Политической экспертной группы отмечает, что пропагандистский эффект присоединения Крыма еще работает, но в динамике за год отчетливо видно, что эйфория сокращается. Больше всего у граждан России вызывает сомнение экономическая целесообразность присоединения полуострова.
Также К. Калачев отмечает, что рост понимания того, что русские и украинцы – это разные народы, объективно снижает градус шовинистического накала в российском обществе. Тем не менее об усилении братских чувств к украинцам говорить не приходится – треть опрошенных Левада-центром респондентов (32 процента) считает положительным фактом возможный распад Украины как единого государства. Правда, тех, кто не хотел бы видеть на месте единой Украины скопище мини-республик с непонятным статусом, в России хоть немного, но все же больше – 38 процентов.
К. Калачев обращает внимание на парадокс в отношении россиян к Крыму: в своем большинстве они радуются присоединению новой территории, но платить за это не хотят. Растет недовольство россиян снижением уровня доходов и необходимостью экономить семейный бюджет, от чего они успели отвыкнуть за тучные годы, но пока большинство граждан не связывают напрямую свое обнищание с авантюрной политикой Кремля.