Заместитель председателя комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат от Краснодарского края Александр Ремезков поставил на рассмотрение парламента проект закона «О внесении корректировок в некие законодательные акты Российской Федерации по причине введения института уголовной ответственности юридических лиц».
Требовательность масштабных корректировок в законодательстве Российской Федерации он прокомментировал таким образом: «В настоящее время в уголовном праве Российской Федерации господствуют представления, что сложились еще в советский период. Полагается, что уголовной ответственности обязаны подлежать только физические лица как субъекты, способные осознанно абсолютно волевые поступки и нести за них уголовную ответственность, а юридические лица не способны совершать деяния виновно. Однако международный опыт подтверждают о том, что юридические лица имеют возможность выступать в роли самостоятельного субъекта преступления, производящего волевые действия посредством своих органов руководства, а соответственно, и подлежать уголовной ответственности». Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Институт уголовной ответственности юридических лиц, со слов депутата, существует и эффективно проводит работу во всех государствах англо-американского права, с учетом Англии, Шотландии, Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Канаде, Австралии, в государствах континентального права — государствах Европейского Союза, а также в Китайской Народной Республики и в ряде государств Ближнего Востока (Иордания, Ливан, Сирия). На протяжении последних лет этот институт стремительно вводится и на постсоветском пространстве — в Грузии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, на Украине.
Требуется этот институт и в Российской Федерации, полагает депутат: говорится и о защите национальных интересов, и о исполнении международных правовых обязательств. Закон предоставит возможность преследовать за границей организации, что финансируют терроризм и дестабилизацию политической обстановки в Российской Федерации, данный институт обеспечит возврат по причине рубежа капитала, нажитого преступным путем, в чем уверен депутат.
Текста документа в думской базе проектов законов на время публикации не было. Его суть рассказал средствам массовой информации Ремезков.
С его слов, уголовная ответственность юридических лиц будет наступать приблизительно по четырем десяткам статей Уголовного Кодекса. Исключительная мера наказания — запрет на производство деятельности на территории России, принудительная ликвидация юридического лица и обращение его имущества в прибыль страны (после удовлетворения требований кредиторов) — предусматривается за особо тяжелые преступления в адрес личности, общественной безопасности и мира.
За менее опасные происшествия законопроектом предусматривается два типа штрафов — в виде единовременной выплаты в размере от 200 тысяч до 30 миллионов рублей (фиксированный штраф), а также в виде выплаты в количестве, кратном обретенной организацией преступной прибыли, причиненному преступлением имущественному ущербу либо стоимости приобретенного преступным путем имущества (кратный штраф).
При определении штрафного взыскания учитывается имущественное положение виновного юридического лица.
Что предусматривает закон?
Подобные виды наказаний, как отстранение лицензии, квоты, преференций либо льгот, а также лишение права производить определенные виды деятельности способны назначаться исключительно в отношении к тому виду деятельности, при осуществлении которой было произведено преступление.
Предусмотренная проектом закона уголовно-процессуальная форма привлечения юридического лица к уголовной ответственности предоставляет гарантии подозреваемому либо обвиняемому юридическому лицу такое количество уголовно-процессуальных прав и гарантий, которое практически соответствуют правам и гарантиям подозреваемого и обвиняемого физического лица, уверен депутат. Также предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности физического лица, который в первый раз совершил преступление небольшой либо средней тяжести исключительно в интересах юридического лица, при том, не получившего никакой имущественной либо другой личной выгоды в случае, если уголовной ответственности за то же производство подлежит юридическое лицо.
Обвиняемое либо подозреваемое юридическое лицо имеет возможность само определять своего представителя в уголовном процессе, либо он имеет возможность быть назначен следователем. Участие представителя в каждой из процедур уголовного судебного производства будет обязательным.
Следственный комитет выдвинул идею уголовной ответственности компаний в 2011 году. Тогда ключевой целью следователей являлся удар по фирмам-однодневкам. В декабре 2013 года глава Российской Федерации Владимир Путин в послании Федеральному собранию огласил курс на деофшоризацию, после этого СКР стал продвигать свой проект закона как одну из мер по деофшоризации экономического сектора.