Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития (МЭР), в текущем году уровень бедности в Российской Федерации поднимется на 1,4 процента в связи с увеличением цен и снижением доходов населения. Однако, по мнению экспертов, этот прогноз очень оптимистичный, и реальный уровень бедности уже на сегодняшний день не соответствует официальным одиннадцати процентам.
Как и кто попадает в бедняки современной Российской Федерации? Имеют ли эти люди шанс повысить свой социальный статус и выбраться из нищеты? Или же, оказавшись один раз на дне, они уже обречены там остаться? На эти вопросы журналистам издания «Лента.ру» ответила Светлана Мареева, научный сотрудник Института социологии РАН. «В России появляются «новые бедные». Как по моим оценкам, так и по оценкам моих коллег, этот процесс продолжается на протяжении последних 10 лет. Однако я бы не стала слишком увязывать его с нынешним кризисом или с кризисом 2008 года. Согласно официальной статистике, все у нас хорошо. Более того, по мнению Росстата, бедность в стране за последние годы даже сократилась. Однако фокус в том, что бедность Росстатом измеряется по абсолютному критерию. Это значит, что бедные - это те люди, у которых доходы не превышают прожиточный минимум. Однако прожиточный минимум от бедности не спасает. Располагая им, люди, к примеру, не могут приобретать товары длительного пользования, не могут нормально питаться, вкладывать деньги в образование. То есть бедняки - это те люди, которые не способны поддерживать принятый в соответствующем обществе уровень жизни», - отметила Мареева.
Бедняков все больше.
Согласно словам Светланы Мареевой, число бедняков в стране увеличивается. «Однако это не главное. На мой взгляд, более печально то, что фиксируется межгенерационное воспроизводство бедности. Это значит, что дети, которые рождаются в бедных семьях, тоже не могут из бедности вырваться. Если вспомнить 90-е годы, то тогда практически все население было бедным. И это не было стыдно или зазорно. Это было «как у всех». В настоящее время бедные все больше и больше откалываются от остального общества. Как правило, их связи и социальный капитал завязаны на такие же бедные семьи. Они все меньше пересекаются со средними и даже малообеспеченными слоями. В результате эта группа замыкается и самовоспроизводится. Это новое явление. Сегодняшняя бедность не сопоставима с бедностью пятнадцатилетней давности», - подчеркивает Мареева.
Также она отмечает, что в течение последних 15 лет государство восстанавливалось, открывались новые возможности, поэтому самая активная часть населения страны получила шанс на социальную и экономическую адаптацию. Она подчеркивает, что сам термин «новые бедные» социологи ввели специально, аналогично термину «новые богатые», чтобы обозначить категорию людей, которые не росли в бедности, а случайно туда попали, имея образование, а также профессиональные навыки.
Мареева отмечает, что именно так было в 90-е, когда грамотные профессионалы оставались без работы и средств. Именно эта категория людей, используя собственные ресурсы в виде социальных связей, образования, смогла выйти из бедности. «Наши данные показывают, что у бедных в настоящее время таких ресурсов нет. Экономические ресурсы почти исчерпаны, поскольку ликвидная собственность вроде земельных участков и квартир постепенно распродается, чтобы поддержать уровень жизни. А чтобы инвестировать в образование, денег не хватает. Это касается также и здоровья», - отметила эксперт.
Кого же в настоящее время больше - новых бедных или потомственных бедняков? Согласно словам Мареевой, тех, кто окончательно и давно застрял в бедности, еще пока не большинство. «Однако они формируют ядро этой группы, и это тревожный сигнал. Но главная проблема, по моему мнению, в том, что эта категория будет разрастаться. Поскольку даже при самой правильной соцполитике и господдержке уровень жизни тех, кто относится к новым беднякам, можно поднять только до малообеспеченных, и это максимум. У них недостаточно собственных ресурсов, чтобы подняться в средние слои», - отметила Мареева.
Бедность в настоящее время - это дорога с односторонним движением.
Светлана Мареева подчеркивает, что во время экономического подъема многие перешли в средние слои, а в бедности остались лишь те, у кого недостаточно ресурсов для такого перехода. «Может быть, что-то изменится в период очередного подъема экономики, однако такие вещи довольно сложно прогнозировать. Я боюсь, что к тому моменту новые бедные полностью растеряют собственные экономические ресурсы, а иных обрести не смогут», - отмечает Мареева.
Согласно ее словам, уровень бедности выше в больших городах, несмотря на то, что там больше возможностей. «Это связано с тем, что стоимость и уровень жизни там также выше. Чтобы в большом городе выйти из бедности, человеку необходимо приложить намного больше усилий. Однако еще один тревожный сигнал - это то, что новые бедные начинают превращаться в новую периферию общества. Эти люди все чаще отмечают, что из-за своего низкого социального статуса испытывают дискриминацию. При этом стоит отметить, что бедные менее толерантны к неравенству. Они полагают, что власти страны должны что-нибудь сделать, чтобы сократить это неравенство», - отмечает Мареева.