Для Российской Федерации показать странам Запада то, что у нее есть сфера интересов, в пределах которой Россия рассчитывает на фактически неограниченный контроль, является стратегически важной задачей.
18 марта, вслед за договором с Абхазией, Российская Федерация также подписала договор об интеграции и сотрудничестве с Южной Осетией. Об этом в своей статье написал Константин Федоренко, эксперт Института евроатлантического сотрудничества. «Этот документ будет иметь немалое значение для защиты интересов России в регионе», - отмечает автор статьи, который также считает, что именно формальное договорно-правовое закрепление защиты Абхазии и Южной Осетии Российской Федерацией могло быть одной из главных целей этих договоров.
«Предоставление «щита» для непризнанных государств, созданных в итоге наступления российских войск, государств, территорию которых международное сообщество считает частью Грузии — это жест Кремля. Его смысл — демонстрация, что постсоветское пространство является «сферой интересов» России, и в пределах этой сферы она готова на любые действия вне зависимости от их правовой обоснованности. Версию «жеста» подтверждает и дата подписания — в день очередного раунда переговоров в Женеве по Южному Кавказу и ровно через год после аннексии Крыма», - пишет он, добавив, что «для России принципиально важно показать Западу, что у нее есть эта собственная сфера интересов, в пределах которой она рассчитывает на фактически неограниченный контроль».
К чему приведут эти договоры?
В связи с подписанием данного договора, эксперты так и не смогли прийти к единому мнению, и определиться, что он в конечном итоге принесет. Поэтому на сегодняшний день существует целых три варианта возможного дальнейшего развития событий.
Вариант 1.
Аналогичный договор между Российской Федерацией и Абхазией был заключен еще в ноябре 2014 года. Многие уже называют эти договора «близнецами», хоть на самом деле это не совсем так. Дело в том, что даже из названия самого договора становится понятно, что их условия несколько отличаются друг от друга. Российская Федерация четко обозначила тон союзнических отношений, предпочитая в отношении Южной Осетии термин «интеграция, а не «стратегическое партнерство», как в случае с Абхазией.
РФ, которая оказалась в настоящей конфронтации с Западом, из-за аннексии Крымского полуострова, оказалась в тяжелом геополитическом положении, которое также осложняет и внутриполитическую ситуацию в стране. Поэтому сегодня, после того, как Российской Федерации все-таки удалось найти хоть какой-то хрупкий компромисс, она уже попросту не готова идти на какие-то риски. И это несмотря на то, что Грузия считает своей территорией Южную Осетию, а страны Запада проявляют к ней куда меньше интереса, нежели в Украине.
Вариант 2.
Венесуэла, Республики Науру и Никарагуа, и еще несколько других непризнанных стран, а также Российская Федерация. Это список единственных стран, которые признали независимость Южной Осетии. В документе, который был подписан Российской Федерацией, она обязуется: всемерно способствовать развитию международных связей Республики Южная Осетия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Южная Осетия в международные организации и объединения.
Однако из условий данного договора следует, что Россия не должна реально содействовать укреплению государственности Южной Осетии, а также что такой цели у страны нет: обязуясь оказывать всемерную помощь непризнанной республике, она еще больше лишает ее самостоятельности. Во-первых, Южная Осетия утрачивает возможность иметь собственную армию и проводить самостоятельную внешнюю политику.
Также Россия будет регулировать социальную и гуманитарную сферы, и должна гарантировать при этом повышение заработных плат и пенсионное обеспечение и социальное страхование граждан РФ, постоянно проживающих на территории Южной Осетии. А это, как следствие, дополнительные расходы для экономики страны.
Вариант 3.
Подписанный договор детерминирован геополитическим фактором, а именно активизацией деятельности НАТО в Грузии. Именно этот вариант представляется наиболее вероятным. А политика Российской Федерации по ее отношению к Южной Осетии и Абхазии, является следствием противоборства в треугольнике «НАТО – Грузия – Россия». Ну, а если посмотреть на данный вопрос еще более глобально, становится понятно, что это следствие противоборства России и НАТО.
Получается, что НАТО, по-своему «заигрывая» с Грузией, пытается таким способом оказать влияние на политику Российской Федерации. Для этого она формально поддерживает желание Грузии стать членом НАТО, но одновременно с этим не дает ей никаких гарантий.
Следует отметить, что в военно-политическом, а также финансовом отношении, эти страны и раньше находились в некой зависимости от Российской Федерации. А заключение соглашений, является лишь символическим жестом, который демонстрирует решимость России защищать свои геополитические интересы даже в условиях сложившейся политической изоляции.