Третий квартал этого года может стать, согласно оценкам Минфина, последним кварталом масштабной рецессии в российской нацэкономике — с подобным прогнозом выступил недавно замглавы Минфина М. Орешкин. Прогноз ведомства, несмотря на всю его внешнюю оптимистичность, наверное, наиболее негативный из прогнозов окологосударственных и госструктур: сам потолок посткризисного увеличения ВВП в 2 следующих года составляет 2,5%. Предположение о циклическом спаде выпуска в текущем году Минфин, очевиднее всего, не разделяет, не видит источников более устойчивого роста.
Новый сценарий окончания экономической рецессии.
Пик падения производства ВВП, согласно оценкам Минфина, пройден будет в 1-м квартале этого года — с подобным заявлением выступил М. Орешкин, руководитель департамента стратегического долгосрочного планирования ведомства. Важно напомнить, что 20 марта г-н Орешкин назначен замглавой Минфина. В отсутствие каких-либо среднесрочных прогнозов Минфина, его все предъявленные расчеты непосредственно по моделям ведомства можно считать позицией данного министерства во время обсуждении динамики макропоказателей, в которой участвуют Минэкономики, ЦБ, Институт Гайдара и РАНХиГС, разные аналитические центры ВШЭ, аналитики инвестбанковских и банковских структур и рейтинговых агентств. Орешкин представил определенные оценки, которые используют для выработки точки зрения Министерства финансов на главные приоритеты ведения экономической политики при создании со следующего месяца проекта госбюджета на 2016-2018 годы.
При этом расчеты Минфина представляют другой прогноз по динамике нынешнего кризиса, чем модели ЦБ и Института Гайдара, с одной стороны, и банковских аналитиков и Минэкономики— с другой. Аналитики из первой группы ставят на более сильный (4-7%) спад ВВП в течение всего этого года с продолжением спада в 2016 году и уже последующим значительным ростом. Представители второй группы предполагают более умеренную (2-3%) рецессию до конца текущего года с последующим очень быстрым выходом на возрастание на уровне среднемирового.
Непосредственно с точки зрения установленной краткосрочной динамики, представленный прогноз Минфина является крайне позитивным. Так, исходя из слов Орешкина, в ведомстве полагают, что самое большее поквартальное падение ВВП уже достигнуто в 1- м квартале 2015 года, дальше темпы спада будут постепенно снижаться, "мы не исключаем, что рецессия завершится уже в 3-м квартале", - заявил Орешкин. Но, по его словам, "это никак не означает, что будет по-настоящему бурный рост": рост ВВП в 2016-2017 годах в расчете по такой модели составит лишь 2-2,5% в год. Также Минфин не допускает стагфляции в нацэкономике в 2015-2017 годы — по словам Орешкина, в ведомстве ожидают спад годовых темпов инфляции после июля текущего года до 11% и ниже, такое снижение будет "резким".
Важно отметить, что сами по себе цифры уменьшения ВВП в других, конкурирующих моделях не такие уж и важные, как сама логика происходящего — и логика Минфина, пока самая пессимистичная из всех представленных. Спад с 2014 по 2015 год ведомство считает структурным, передают специалисты издания "Биржевой лидер".
В отличие от многих экспертов известного Института Гайдара и РАНХиГС, в Минфине России полагают невозможным более сильный (6-7% ВВП) спад в этом году. В целом же в финведомстве полагают невероятно вялым ответ нацэкономики на внешние шоки— соответственно, исходя из этого, в Минфине вообще не видят оснований для более быстрой адаптации игроков к уже новым условиям в 2015-2017 годах и значительных структурных сдвигов в нацэкономике к 2017 году. (как и большая часть аналитиков, Минфин исходит из медленного увеличения цен нефти к среднесрочным показателям примерно в 70 долларов за баррель). Ведомство де-факто перешло на "докризисную" точку зрения главы Минэкономики А. Улюкаева, в октябре-ноябре прошлого года ожидавшего многолетней стагнации в российской экономике и роста на уровне около1-3% годовых и при высоких ценах на популярное черное золото.
Судя по всему, самые большие риски прогноза представителей Минфина (учитываются в большей степени прогнозом Института Гайдара - РАНХиГС и являются утрированными в прогнозе Moody`s, тщательно обосновывавшем спад суверенных рейтингов России) — в возможной недооценке снижения деловой активности летом нынешнего года. На самом же деле наиболее значительное расхождение логики всех без исключения прогнозов — в качественных оценках адаптации нацэкономики ко внешним шокам. Минэкономики и ЦБ полагают, что она уже заканчивается (исходя из того что события 1-го полугодия прошлого года влияли на настроения финансовых инвесторов едва ли не больше, нежели девальвационный шок и обвал цен на черное золото во 2-м полугодии), Институт Гайдара и РАНХиГС, как и опытные банковские аналитики, уверены, что даже первичная адаптация продолжаться будет до конца этого года.
Судя по всему, идея Минфина заключается в том, что по-настоящему полноценной адаптации компаний к уже новым условиям следует ожидать вообще за пределами 2015-2017 гг. — резкое ухудшение внешних условий ведения торговли (во время стабильности внутренних условий) вызовет только постоянный спад экономического развития без каких-либо быстрых структурных изменений.
Курс доллара укрепляется к рублю.
Сегодня, 30 марта 2015г. средневзвешенный курс доллара к рублю расчетами "завтра" на единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ, по которому устанавливается официальный курс ЦБ, на 19.30 по мск понедельника вырос на 67,64 копейки, составив 57,8799 рубля, свидетельствуют данные биржи, - отмечают аналитики брокера NordFx / Nord Fx.