«То, что сегодня происходит в Крыму, является тупым навязыванием Кремлем своих ценностей и представлений», - считает российский социолог, директор аналитического центра «Левада-центр» Лев Гудков.
Памятник Сталину в Ялте, который отказалась устанавливать украинская власть, закрытие крымскотатарского телеканала ATR, череда обысков у руководителей Меджлиса – все это звенья цепи неприкрытого прессинга (или прессования?), причем неумного, потому что ответная реакция сопротивления – по крайней мере, со стороны крымских татар – легко предсказуема. Но здесь важно другое: использование таких методов демонстрирует глубину аморальности российской власти. А заодно и российского народа, который «одобрям-с» своих руководителей на 90 процентов.
Сегодня трудно сказать, что и зачем пытается сделать Кремль в Крыму. И сравнивать происходящее в Крыму с тем, что мы видели и видим в Чечне и на Северном Кавказе, еще рано. Но с полной уверенностью можно говорить, что Кремль утверждает в российском обществе постулат «великие цели оправдывают любые жертвы»: россиян убеждают, что личные свободы и демократия ничто по сравнению с «величием родины». От граждан России требуются самопожертвование и героизм.
Эту же политику Кремль переносит и на Донбасс. Местное население даже положительно воспринимает эту идеологию, но до тех пор, пока нет крупных потерь, многие считают, что им удастся отсидеться, и большие проблемы их лично не коснутся. Жители оккупированных районов Донбасса хорошо знают, что там присутствуют российские военнослужащие и целые подразделения, которые обеспечивают существование ДНР и ЛНР. Но пока соглашаются с заявленным правом государства ограничивать права и свободы людей.
Вот такое двоедушие и лукавство формируют нынешнее аморальное состояние российского общества.