Результатом проводимой российскими СМИ политики стало то, что значительная часть аудитории вообще перестала мыслить, а вторая просто выключила телевизор. Журналисты Deutsche Welle решили выяснить, что является главным источником информации о событиях в Украине для россиян, и насколько ей доверяют.
Исходя из опросов «Левада-Центра», 93 процента граждан России всю информацию о событиях в Украине узнают из телевизионных передач. Кроме того, по информации международной исследовательской группы TNS Россия, примерно за месяц 99 процентов граждан России (в городах с населением от 100 тысяч человек) по крайней мере на минуту включают телевизор. Пока что ни одно другое СМИ не в состоянии составить конкуренцию данному источнику информации. Поэтому нет ничего странного в том, что для россиян именно телевизор является главным источником информации.
В то же время, по мнению 64 процентов участников опроса, есть уверенность в объективности освещения конфликта на Донбассе российскими СМИ. По утверждению социологов, таким оказался основной признак эффективной пропаганды. Чем далее, тем больше зрителей склонны верить во все, что им показывают на телеэкранах. Социологи отмечают, что в России, синхронно с развитием конфликта, увеличивается количество людей, безразличных к политике.
Прежде всего – информация по телевизору.
Как сообщают эксперты раздела «Новости России» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» провели несколько опросов на тему того, какие источники информации при получении информации о событиях на Донбассе, для россиян самые главные, и какое у них в принципе отношение к получаемой информации. Так, с апреля по август 2014 года россиянам предложили выбрать сразу несколько вариантов источников информации. Свыше 90 процентов, как и прежде, отдавали предпочтение телевизору (в августе - 93 процента), свыше 20 - друзьям, родным, соседям (в августе - 25 процентов), свыше 15 - интернет-издания (в августе - 17 процентов), примерно 10 – социальные сети (в августе - 12 процентов), такое же количество - радио и печатные СМИ (в августе - 11 и 10 процентов, соответственно).
Выходит так, что в процессе развития конфликта у россиян не произошло изменений в информационной привычке. Руководитель «Левада-Центра» Лев Гудков пояснил это тем, что у людей даже нет стремления к противоположному мнению. «Украинские и западные каналы смотрят от 1,5 до 3 процентов жителей России, что очень и очень мало. Все остальные утверждают, что не нуждаются в других мнениях», - рассказал Гудков в интервью DW.
Интерес вызывает также то, к каким выводам приходят россияне от того, что им показывают в СМИ. Например, ноябре прошлого года в ответ на вопрос «Левада-Центра» относительно того, проводится ли российскими средствами массовой информации информационная война против Украины, и является ли предоставляемая информация искаженной, 64 процента участников опроса ответили отрицательно, заявив, что картинка объективна. 14 процентов заявили, что картина искажается, и это нельзя считать положительным фактором. 12 процентов заявили, что искажения есть, но это правильно. Еще 11 процентов заявили, что им трудно определиться с ответом.
В августе прошлого года о том, что картинка, которая выдается средствами массовой информации в России, является объективной. «Создается эффект активного влияния телевизионной пропаганды, все больше людей соглашаются с официальной версией и забывают о существовавших ранее сомнениях», - утверждает Лев Гудков. Однако, по его словам, нельзя сказать, что и на просторах Интернета можно избежать этой пропаганды. Гудков уверен, что «пропаганда работает на важных комплексах и травмах массового сознания - комплексе ущемленного самолюбия и имперских амбициях».
Свое мнение по этому поводу высказала журналист и деятель Ольга Романова. «Я считаю, что в плане сумасшествия на почве пропаганды российский народ не имеет никаких отличий от немецкого. Немцы же умные, культурные, цивилизованные, а на Геббельса повелись. То же самое произошло и с россиянами», - заявила она DW.
Есть ли сопротивление.
В то же время не стоит говорить о том, что вера в полную правдивость российских СМИ так уж неоспорима. Если верить итогам опроса Левады, 14 процентов граждан России критикуют пропаганду в российских СМИ. По словам Льва Гудкова это две категории граждан – получившие образование люди, включенные в рыночную экономику, прежде всего, жители российской столицы, а также, наоборот, пожилые и малообразованные жители провинции, которые уверенны, что нужно заниматься не геополитикой, а социальными проблемами. «Их не удовлетворяет политика Кремля только по социальным причинам», - говорит Гудков.
Руководитель Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов заявил, что в социологических опросах дает согласие участвовать активная часть телеаудитории, в связи с чем заявлять о том, что большая часть россиян считает материалы телеканалов правдивыми, не стоит. «Пропагандистские программы смотрят те люди, у которых есть готовность их смотреть. А те, кто их отвергает или не интересуется политикой, их не смотрит и пытается найти информацию в альтернативных источниках», - полагает он.