Введенные российским правительством контрсанкции неоднозначно воспринимаются в обществе. В то время как граждане не очень рады снижением количества предлагаемых для приобретения продуктов, производители молочной продукции предлагают расширить санкции. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости России» онлайн-издания для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Известия».
Российские молочники обращают внимание правительства на то, что введенные в августе прошлого года меры по запрету продажи на рынке продуктов питания, произведенных в отдельных странах мира, оказались недостаточно эффективными. Представители отрасли пищевой промышленности призывают правительство расширить введенные ранее продуктовые санкции.
Отраслевая ассоциация «Союзмолоко» обратилась к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и министру Николаю Федорову, выслав в адрес чиновников письма. Представители ассоциации в посланиях отмечают, что санкционный молочный импорт растет вопреки введенному эмбарго и призывают ужесточить условия запрета, чтобы пресечь эту практику. Они призывают внести поправки в правительственное постановление, которое вводит продуктовое эмбарго.
В ассоциации убеждены, что при составлении списка запрещенных для ввоза продуктов были допущены ошибки. «Союзмолоко» призывает расширить санкционных список включением в него сыроподобную продукцию, в производстве которой используются растительные жиры. Речь идет о продукции, которая в классификаторе ТН ВЭД обозначена кодом 1901909900 и в список продуктов, подпадающих под эмбарго не включена.
Статистика таможни свидетельствует о том, что на протяжении временного промежутка между ноябрем и декабрем прошлого года, в Россию было ввезено около 6 тысяч тонн такой продукции. Примечательно то, что изготавливалась указанная продукция во Франции, Польше, Дании и Литве. Сырозаменители попадали на российскую территорию через ряд пограничных пунктов, затем продавались в розничных сетях.
Алексей Лочмель, генеральный директор компании «Юнипро», уличенной в использовании сырозаменителей импортного производства, заявил о том, что и в России для производства сыров используются растительные жиры. Для изготовления около 90 процентов российских сыров, по его словам, применяется пальмовое масло. На стадии молока идет замена молочного жира на пальмовое масло по причине относительной дешевизны последнего компонента.
Лочмель отметил, что цена 1 литра молока составляет около 30 рублей, для производства 1 кг сыра надо потратить около 8 литров молока. Соответственно, любой сыр, который приобретает конечный потребитель по цене около 300 рублей за килограмм в розничной сети, изготовлен на основе пальмового масла, стоимость молока в цену однозначно не включена.
Во введении запрета на поставки сыроподобных продуктов из европейских стран Лочмель не видит совершенно ничего плохого или критичного. Аргументирует свою точку зрения, гендиректор «Юнипро» отметил, что российские производители выпускают достаточное количество сыров, в изготовлении которых применяется пальмовое масло. Кроме того, обратил внимание Лочмель на то, что его компания импортом продукции из-за границы не занимается, поскольку в прошлом году, так же, как и сейчас, производит сырное зерно, из которого затем изготавливается сыр.
«Союзмолоко» подозревает наличие нарушений на таможне.
Ассоциация в тексте посланий указывает, что, руководствуясь формальными признаками, таможенные органы разрешают ввоз продукции, образцы которой надлежащей проверке не поддаются. В силу того, что рассматриваемая продукция принадлежит к продуктам животного происхождения, ввозимые товары не проверяются Россельхознадзором.
Представители профильной ассоциации убеждены в том, что под видом «сырных продуктов с растительными жирами» на российскую территорию могут проникать сыры европейского происхождения. Примечательно то, что представители «Союзмолока» предполагают поставки продукции, в отношении которой введено эмбарго, на постоянной основе.
В тексте посланий также изложены подозрения членов ассоциации, которые отмечают начало в конце прошлого года поставок сыров из Литвы и Польши с помощью так называемых «офшорных договоров». Применение такого механизма позволяет менять страну происхождения товара. Через поставки в режиме реэкспорта в Россию, по мнению «Союзмолока», поставлялась продукция в количестве 2,8 тысяч тонн, производителями которой, согласно документам значились Турция, Сербия и Албания.
Есть у членов ассоциации обоснованные подозрения по поводу сыров, поставляемых из Узбекистана. Они обращают внимание на то, что собственное производство молока в этой стране не может покрыть потребности граждан. В то же время, в 19 раз увеличился объем ввоза в Узбекистан молочных продуктов из Литвы, что члены ассоциации и называют главной причиной получения страной статуса экспортера сыров.
Указано в обращениях и то, что в последнее время значительно возрос объем ввоза в Россию импортного сыра, который по документам проходит, как продукция безлактозная. Как известно, продукция без содержания лактозы разрешена к ввозу, но безлактозным при определенном подходе может быть назван любой твердый или полутвердый сыр.