По словам российского оппозиционера Владимира Рыжкова, в Российской Федерации власть насаждает населению идею, что критика в адрес президента Владимира Путина, причем, в любой ее форме, наносит удар по всей стране, по самому существованию РФ. Более детально мнение Рыжкова о том, что власть навязывает российскому народу мысль о недопустимости критики Путина, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Владимир Рыжков в своем блоге для "Эха Москвы" заявил, что российская власть упорно внушает населению идею, что критика в адрес Путина, причем, любая критика, наносит удар по всей стране в целом, наносит удар по самому существованию России. Он отметил, что центральной темой в идеологической политике Кремля стала в последние несколько лет тема патриотизма. Все те, кто выступает в поддержку присоединения к РФ Крыма, кто верит в правящую в Киеве "фашистскую хунту", кто верит в то, что на Донбассе воюют исключительно местные добровольцы, а Россия при Путине укрепилась и встает с колен, верящие в стремление запада развалить Россию и в необходимость наращивания военного потенциала страны, верящие в нынешнего президента как в единственного, кто может спасти страну – только они являются патриотами. Все, кто думает по-другому, являются "пятой колонной" и "национал-предателями".
Вячеслав Володин, первый замглавы АП президента РФ, заявил в ходе последнего Валдайского форума, что без Владимира Путина современная Россия существовать не может. По его словам, россияне прекрасно понимают, что все атаки, направленные против главы государства – это атаки, направленные против России. Иными словами, следуя данной логике, любая критика в адрес президента – это удар по всей стране, и любой из критиков Путина автоматически становиться при таком понимании положения дел врагом не только главы государства, но и всей Российской Федерации.
Схожим образом видит окружающий его мир и сам Владимир Путин. В 2013 году, в ходе все того же валдайского форума, глава государства потребовал патриотизма от всех участников внутриполитических дискуссий, причем патриотизма в наиболее чистом значении данного слова, поскольку очень часто в национальной истории приходилось сталкиваться не с оппозицией власти, а с оппозицией всей России.
Судя по результатам различных опросов, кремлевскую версию патриотизма, заключающуюся в полной поддержке действующей власти, равно как и принимаемых ею решений, а также в новой мобилизации вокруг президента страны в духе формулы графа Уварова "самодержавие, православие и народность", разделяет около 80 процентов населения Российской Федерации, невзирая на растущие в стране экономические проблемы, стагнацию российской экономики и все больше нарастающее отставание от признанных мировых лидеров.
Патриотизм является столь же вариативным, как и все остальное – Рыжков.
По мнению Рыжкова, столь массовая поддержка такой версии патриотизма – великодержавного, милитаристического, антилиберального, традиционионалистского, враждебно настроенного по отношению к инновациям и к творческой свободе не является в глазах российского населения единственно правильной и единственно законной. Патриотизм, объяснил он, является столь же вариативным, как и все остальное, и сегодняшнее меньшинство может выиграть у большинства исторический спор.
Стремление российской власти выдать себя за всю страну, а свою политику – за единственно правильную и соответствующую интересам государства, является вполне понятным и привычным. Тем не менее, в истории страны уже не раз бывало, что государство к краху в итоге как раз и проводила доминирующая версия патриотизма. Так, в частности было, в середине 19-го века, потом в 1917 году, затем – в 1991. Официальная версия патриотизма во всех трех случаях объявлялась единственно правильной, а все альтернативные были названы враждебными или предательскими. При этом все эти три раза господствующая в то время версия патриотизма проваливалась, причем с треском.
Для нынешних официальных патриотов патриотизм является персоналистской, авторитарной, несменяемой властью, монополистическим государственным капитализмом, при котором бюрократии достаются все основные богатства страны, а наиболее жирные куски прилипают к рукам окружения главы государства. Это развитие силовых структур страны и ВПК в приоритетном порядке, в ущерб развитию человеческого капитала и другим отраслям экономики страны, подавление творческой свободы и инакомыслия, изоляция страны от Запада, полное господство власти над экономикой, обществом и ее сакрализация. Их идеал – это "Великая Россия".
Для критиков этой группы – патриотов-либералов, благо России заключается в ее социальном и экономическом процветании, благополучии и богатстве российского населения. Для процветания страны, уверены они, нужна мирная внешняя политика, хорошие отношения с ведущими странами мира, низкие налоги, надежная защита права собственности, поощрение конкуренции и предпринимательства, верховенство права, сокращение расходов на "оборонку" с одновременным увеличением финансирования науки и образования. Для них идеалом является "Свободная Россия". И если патриоты-державленники полностью довольны нынешним положением дел, то патриоты-либералы требуют в стране перемен в интересах реального развития страны.