Для международного общества стало неожиданностью вчерашнее заявление Михаила Богданова, спецпредставителя президента по Ближнему Востоку, замглавы МИД, по словам которого РФ не только заинтересована в том, чтобы возобновить поставки оружия в Ливию, а и готова оказывать реальную помощь властям Ливии в укреплении армии, сил правопорядка и госорганов. Осталось только добиться понимания в СБ ООН, который наложил эмбарго на военное сотрудничество с бывшей Джамахирией.
Сотрудничество с Ливией перешло к РФ в наследство от СССР.
Как отмечает издание «Независимая газета», военно-техническое сотрудничество (ВТС) РФ и Ливии действительно имеет большую историю. Так как амбиции Муаммара Каддафи геополитического характера распространялись на большую часть Африканского континента, вооружение и боевая техника требовались ему в приличных количествах. В связи с тем, что у бывшего лидера Ливии отношения с Западом были довольно сложные, его ключевым военным поставщиком поначалу был Советский Союз, а потом эта роль автоматически перешла Российской Федерации. Чтобы иметь некое представление относительно масштабов такого сотрудничества, отмечает издание, достаточно вспомнить, что, к примеру в 2008 году РФ простила Ливии старый долг в обмен на новый многомиллиардный контракт для российского ОПК.
За год до бомбардировок с Ливией был заключен еще один договор - на 1,3 миллиарда евро, предназначением которого были закупки российских вооружений, в том числе стрелкового оружия, которое спустя некоторое время оказалось у враждующих племен.
Сейчас также нет никакой уверенности, что оружие, если ливийская сторона его получит, не попадет, к примеру, в руки боевиков «Исламского государства», поскольку такой гарантии никто, конечно же, дать не может. При этом ливийские эмиссары активно ищут подходы к арсеналам разных государств, которые торгуют вооружением и боевой техникой. Посещали они и российскую столицу. Первым тему относительно возобновления поставок оружия Ливии на переговорах с Сергеем Лавровым (министр иностранных дел РФ) поднял Мухаммед Абдель-Азис, еще когда возглавлял ливийский МИД, и, скорее всего, уже тогда нашел взаимопонимание. Довольно внимательно отнеслись в столице России к возможному возобновлению ВТС с Ливией и в нынешнем году, когда Абдель-Азис приехал в российскую столицу уже в качестве спецпредставителя председателя палаты депутатов Ливии.
Как далеко продвинулись переговоры ливийских полпредов относительно возможных поставок оружия в иных столицах, пока неизвестно. Зато известна позиция лидеров внешнеполитических ведомств Испании и Соединенного Королевства - Хосе Мануэля Гарсия-Маргальо и Филипа Хаммонда, которые ранее заявили, что снять эмбарго на поставки оружия Ливии невозможно, поскольку сейчас в государстве «нет правительства, которое бы осуществляло контроль над всей территорией, а также нет единых вооруженных сил, которых бы поддержало международное сообщество».
При этом стоит подчеркнуть, что и позиция Российской Федерации тоже не выпадает из общего строя - возможность возобновления с Ливией ВТС Москва тоже увязывает с отменой эмбарго, наложенного СБ ООН. При этом после того как действующий российский президент отменил запрет на поставки ЗРК С-300 Тегерану, даже само упоминание о заинтересованности РФ в торговле оружием с ливийской стороной на Западе воспринимается крайне настороженно.
Это вполне объяснимо, поскольку ВТС, является довольно эффективным инструментом в большой политике. К примеру, только 5 дивизионов ЗРК С-300, которые могут уже поставить в текущем году, дадут возможность надежно прикрыть стратегические объекты Ирана как от израильских ракет, так и от американских, в случае, если, например, возникнут проблемы с соглашениями по ядерной программе Ирана. А это кардинально меняет политическую ситуацию на Ближнем Востоке. Помимо этого, отмена запрета на поставки в Тегеран С-300 открывает очередную страницу в иранско-российских отношениях, охладевших после присоединения РФ к международным санкциям против прикаспийского соседа.
Сотрудничество Джакарты и Москвы набирает темпы.
Говоря иными словами, там, где ограничены возможности у МИД, роль дипломатического ведомства успешно выполняет Министерство обороны.
Вчера в рамках 4-й Московской международной конференции по вопросам безопасности прошла встреча Сергея Шойгу, генерала армии, с Рьямизардом Рьяхуду, главой индонезийского военного ведомства, в ходе которой шла речь относительно развития сотрудничества двух государств, в частности и в военной области. Надо отметить, что в российско-индонезийском партнерстве ВТС играет особенную роль с далеких 1960-ых, когда Индонезия купила у Советского Союза один из крейсеров проекта 68-бис. Джакарта с той поры является довольно активным потребителем оружия и боевой техники России. И такого рода сотрудничество набирает темпы.
Как считается, в рамках ВТС с индонезийский стороной возможно продолжение поставок вертолетов Ми-35,Ми-17, ПКР «Яхонт» и БМП-3. Джакарта рассматривается также как потенциальный покупатель крылатых ракет «Брамос», комплекса «Клаб-М» и ПЗРК «Игла». Отмечен также интерес к малым подводным лодкам и кораблям «Зубр». Так что, отмечает издание, вряд ли удастся закрыть для Российской Федерации окно в Юго-Восточную Азию. По крайней мере, до того времени, пока оружие России пользуется спросом.