Росфинмониторинг поспешил опровергнуть сообщение о существовании перечня государств об операциях, с представителями которых банки обязаны сообщать в ведомство. В последнем заявили, что имеется письмо Росфинмониторинга №43 от 1 апреля нынешнего года с инструкциями по подготовке порядка выявления и квалификации подозрительных сделок, но оно было направлено не в банки, а в некредитные финансовые учреждения.
В пресс-службе Росфинмониторинга, сообщили, что для банковских организаций существует конкретное постановление Банка России.
Ранее издание «Известия» сообщило, что банки должны безотлагательно сообщать в Росфинмониторинг о проводимых клиентами операциях - как гражданами, так и компаниями, считающимися резидентами 41 страны: США, Канады, Евросоюза (в составе всех 28 государств), Австралии, Норвегии, Ирана, Сирии, Судана, Новой Зеландии, Аргентины, Мексики, Швейцарии, Северной Кореи и Ямайки.
Если финучреждение решит проигнорировать упомянутое требование, его действия будут рассматриваться как вступающие в противоречие с законом 115-ФЗ, принятым для противодействия отмыванию денег, в котором предусмотрена мера воздействия на нарушителя в виде лишения разрешения на ведение профильной деятельности. Кроме того, отмечалось, что все сделки клиентов, обозначенных в «черном списке», признаются подозрительными и следовательно проведение их не рекомендуется.
В соответствии с письмом Росфинмониторинга, банки при работе с клиентом должны определить, является ли он гражданином страны из черного списка. Указанный перечень, по заверению информированного источника, составлен недавно, он подготовлен в согласии с нынешней политической и экономической ситуацией. Из запретительных списков у Росфинмониторинга сейчас известен только «Перечень террористов и экстремистов».
В упомянутом письме разъясняется почему именно такие меры введены. Речь идет о странах, в отношении которых Россия ввела запретительные меры в ответ на их аналогичные действия, кроме того о государствах, игнорирующих требования FATF, а также о поддерживающих терроризм. Помимо этого упоминаются государства, власти которых не проводят борьбу с коррупцией и те, где свободный оборот наркотических средств не ограничивается должным образом.
Как видно из списка, в большей степени в нем упоминаются государства, которые ввели запретительные меры против России. Иран, Сирия и Северная Корея упомянуты в связи с тем, что не придерживаются правил FATF. Новая Зеландия как утверждается, не борется с коррупцией, но, судя по всему, появление в списке связано с поддержкой антироссийских санкций — потому же в списке упоминается Швейцария.
Ямайка, Мексика, Аргентина оказались в списке по причине не должной, по мнению Росфинмониторинга, борьбы с наркоторговлей.
Россия отпугивает иностранных резидентов.
Как сообщил замруководителя Росфинмониторинга Павел Ливадный, его ведомство занимается противодействием незаконным операциям с самого начала своей деятельности, то есть уже примерно 10 лет.
Из этого он делает вывод, что нововведение вызвано отнюдь не только последними событиями. — Росфинмониторинг, так же как и Центробанк, регулярно рассылает информационные релизы, касающиеся незаконной финансовой деятельности, часто финансовая разведка готовит такие документы в кооперации с ЦБ, и многие из них писались с учетом «странового подхода» (к примеру, относительно «фиктивного импорта»). Борьба с легализацией денег ведется постоянно, не только в период кризисных явлений, которые в настоящее время Россия уже практически преодолела.
Руководитель компании «Инвесткафе» Иван Кабулаев указывает, что страновой подход к сомнительным сделкам постоянно применяется отделами внутреннего контроля в банках Европы и США.
Список Росфинмониротинга удивляет тем, что там упоминается, США и Иран с Сирией и Суданом которые сами пребывают под американскими санкциями. В то же время, говорит Иван Кабулаев, как отдельная мера в качестве российских ответных ограничений, такой список имеет право на существование. Однако отмечает эксперт, внесение в него Евросоюза, с которым имеются тесные торговые отношения, может излишне осложнить и стратегически важный экспорт энергоносителей.
Менеджер ФБК Роман Кенигсберг полагает, что «черный список» контролирующего ведомства — это попытка противодействовать действиям зарубежных профильных органов, которые неофициально мешают любым денежным переводам, проводимым в адрес российских резидентов.
Кроме того, эксперт указывает на то, что привлечение к борьбе инструментов, призванных воспрепятствовать отмыванию денег и финансовой помощи террористам для того чтобы усложнить движение капиталов отдельных стран делает бессмысленной всю практику противодействия отмыванию
Партнер юридической фирмы «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко считает, что в результате действия такого списка элементарные операции, в том числе обналичивание средств с личного счета иностранным резидентом, могут требовать слишком долгого времени, при наличии риска, что банк может, совсем отказать ему в обслуживании. При этом у клиента отсутствует какая-либо возможность ускорить проведение необходимой операции законными методами.
Главный специалист Raex Юрий Беликов говорит, что нововведения финразведки вполне логичны с точки зрения экономики и производят впечатления последовательных действий на фоне уменьшения количества операций между Россией и странами, введшими против нее санкции.