По словам Владислава Иноземцева, возглавляющего Центр исследований постиндустриального общества, для Российской Федерации привыкание к кризису в экономике гораздо опаснее ее рецессии. Более детально мнение эксперта о том, чем опасно привыкание к кризису, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Владислав Иноземцев отметил, что в настоящее время в Российской Федерации вроде как схлынула первая волна накатившего ранее экономического кризиса, при этом мнения аналитиков по поводу дальнейшего сценария разделились: по мнению одних, рост российской экономики должен начаться уже осенью текущего года, тогда как другие предрекают экономике страны дальнейшее продолжение спада. Впрочем, существует еще один, третий сценарий. Внешне он кажется более мягким, но на самом деле является более опасным.
Знакомясь с первыми показателями текущего кризисного года, стоит признать: основная часть озвученных ранее пессимистических прогнозов относительно российской экономики так и не стала реальностью. Экономика Российской Федерации устояла: падение валового внутреннего продукта за первые два месяца этого года составило только лишь 1,9 процента по отношению к январю-февралю предыдущего года, поэтому и Министерство финансов, и Министерство экономики надеются на возможный экономический рост уже этой осенью.
Позитивные и негативные сигналы для российской экономики.
Национальная валюта, курс которой в январе 2015 года тестировал отметки в 69-70 рублей за 1 доллар, сейчас укрепилась практически до 50 рублей за 1 доллар – более чем на треть. В долларовом выражении российские фондовые индексы подросли до отметки в более чем 1 000 пунктов, а дефицит государственного бюджета в первом квартале этого года составил 812 миллиардов рублей. Имеющихся в распоряжении правительства резервных фондов в данной ситуации хватит до лета 2017 года, и это самые скромные оценки. Нефтяные котировки стабилизировались, и сейчас баррель 2 черного золота" торгуется в районе 60 долларов.
В восточной части Украины практически прекратились активные боевые действия, которые служили подпиткой политической неопределенности. Все перечисленные выше обстоятельства наводят на мысли о том, что самое худшее для экономики Российской Федерации уже осталось позади, и вскоре начнется постепенный процесс ее восстановления, причем перспективы данного процесса достаточно близки.
Однако, по словам Иноземцева, помимо позитивных для экономики страны сигналов, существуют еще и негативные. В частности, по итогам первых трех месяцев этого года, уровень инфляции составил 7,4 процента, при этом за первые два месяца объем российского экспорта сократился на 31,4 процента (7,2 процента ВВП в абсолютном выражении), импорт упал на 40,8 процента (или на 7,4 процента ВВП). При этом падение валового внутреннего продукта всего лишь на 1,9 процента при таком сжатии остается загадкой.
На 16 процентов снизились объемы инвестиций, около отметки в 60 процентов балансирует загрузка производственных мощностей, реальные доходы россиян только за первые два месяца этого года снизились на 9,1 процента. Процесс увольнения сотрудников и сокращения заработных плат набирает все более быстрый темп, а в первом квартале 2015 года число корпоративных банкротств выросло на 22 процента.
В чем опасность привыкания к кризису.
Иноземцев напомнил, что в декабре прошлого года глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия, строго говоря, в полном объеме из кризиса 2008 года так и не выходила, а сейчас страна сталкивается с новым кризисом. Премьер во многом прав, а все, что происходит сегодня, является неким повторением пройденного, только на более высокой скорости. Не исключен вариант дальнейших повторений спадов и отскоков экономики, которое в конечном итоге все равно будет движением вниз, но организованным движением, не вызывающим ощущения полной безнадежности.
данная ситуация означает устойчивое, хоть и постепенное привыкание к кризису. Для властей такое привыкание является вполне желанным, поскольку открывает уникальную возможность существенно снизить уровень жизни россиян, не вызвав при этом социально-политического взрыва. Примером такой ситуации является Венесуэла, давний союзник и друг Российской Федерации, движение которой на протяжении последних 10-15 лет является очевидным регрессом. При этом оно выстроено таким образом, что не вызывает у граждан страны окончательного отторжения. Нечто похожее наблюдалось и в соседней с Российской Федерацией Беларуси.
Но если смотреть на данную проблему с чисто экономической точки зрения, то в данном случае привыкание к экономическому кризису является даже более опасным вариантом, нежели сам экономический спад, и это прекрасно продемонстрировали многие страны-неудачники. Наиболее уверенно предпринимателей убивает либо упадок экономики, либо ее стояние на месте. Главной задачей для бизнеса через несколько подобных циклов становиться уже не развитие, а сохранение достигнутого ранее – при таком варианте экономика просто впадает в ступор, и побывавшим в Аргентине людям данное состояние очень хорошо знакомо.
Динамика сегодняшнего кризиса экономики РФ станет понятной уже к концу лета этого года, и в случае, если экономика будет подозрительно напоминать "тяни-толкай", то российской власти в данном случае необходимо будет задуматься о какой-то другой, альтернативной стратегии, поскольку стратегия привыкания является апологией летаргии, хоть и не нарушающей покоя, но все-таки не совместимой с жизнью.