Сказанные на «Прямой линии» слова президента России о том, что к 2023 году Россия построит свою орбитальную станцию, уже вписаны в последнюю редакцию Федеральной космической программы (ФКП), презентованной на недавней пресс-конференции. Как заявил руководитель Роскосмоса Игорь Комаров, обустройства собственной станции будет идти параллельно, с участием в работах на МКС, срок эксплуатации которой завершится в 2024 году.
Россия, несомненно, своей перспективы в участии в МКС, на 75% принадлежащей США, уже не видит. Однако решение о постройке своей орбитальной станцией (ОС) вызвано вовсе не одной лишь политической необходимостью. Проблема в том, что с МКС можно наблюдать всего за 5% российской территории, тогда как с ОС Россия сможет полностью следить за своей территорией от Калининграда до Владивостока, что, несомненно, полезнее. Кроме того, станция будет находиться на низкой орбите с наклоном в 64,8 градуса, а это позволяет отправлять к ней космические ракеты с территории России.
Любопытно то, что собственная ОС не самый дорогой проект Федеральной космической программы, в целом предусматривающей освоение примерно в 2 трлн. рублей. Пилотируемая космонавтика стоит гораздо дороже, тем не менее, проектанты изыскали возможность удешевить обустройство собственной ОС, которую в дальнейшем намеренны использовать как базу для освоения естественного спутника Земли.
Предполагается, что новые сегменты, которые сейчас конструируются для МКС – универсальный лабораторный модуль МЛМ, узловой модуль и научно-энергетический модуль НЭМ, – решено серьезно доработать. Как сообщили в Роскосмосе, упомянутые модули дополнят системами, которые дадут возможность им, при нужде, работать автономно и стать в результате базой для постройки низкоорбитальной станции. Иными словами, все российские модули, которые интегрируются с МКС после 2017 года, в любой момент могут отчалить от Международной космической станции. Как известно, в проекте МКС принимают участие 15 стран.
Однако в настоящее время самая актуальная задача – увеличение и модернизация спутниковой группировки вокруг Земли, продолжение работ по новейшим ракетам-носителям «Ангара», конструирование нового пилотируемого аппарата и полет человека к Луне, который ожидается в 2028-2030 годах. К сожалению, последствия кризиса уже вынудили внести поправки в национальную космическую программу. В результате серьезно урезали средства на проект создания сверхтяжелой ракеты-носителя и исследования дальнего космоса. Оказались вычеркнуты из числа актуальных полеты к Марсу и прочим планетам Солнечной системы. Руководитель Роскосмоса Игорь Комаров отметил, что космическая отрасль должна эффективно работать на экономику государства в самых разных сферах.
Как сообщил председатель научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев, в нынешнее время российская спутниковая группировка уже в достаточной мере устарела. Но до 2025 года количество аппаратов связи вырастет в два раза, ДЗЗ – в 2,3 раза, научных спутников – в 3 раза. К примеру, США сейчас эксплуатируют примерно 400 спутников, Россия – 134, Китай – 139. Таким образом российские космические аппараты обеспечивают всего 30% потребностей, но к 2026 году этот показатель повысится до 70%.
Ждут ли нас звездные войны?
В дальний космос Россия в скором будущем не собирается. В профильном ведомстве уверяют, что решение о создании к 2023 году собственной ОС и отделение от МКС вовсе не значит, что Россия собирается прекратить сотрудничать с зарубежными коллегами в этой сфере. Напротив, отмечают в Роскосмосе, орбитальная кооперация остается одним из главных направлений ФКП. Основная проблема обоюдного использования МКС состоит не только в том, что имеется факт «раздела научной продукции». На такое решение, несомненно, повлияли и земные политические баталии. В настоящее время, судя по отдельным публикациям, космическое пространство теряет свой привычный мирный статус. А на отдельной, принадлежащей исключительно России ОС, без неусыпного контроля со стороны представителей не особо дружелюбно настроенных государств, можно будет спокойно заниматься не просто чистой наукой, но и конкретными разработками, посвященными в полной мере вопросам обороны. Тем более, что такой опыт уже есть.
Еще в 1964 году в КБ Владимира Челомея был спроектирован пилотируемый космический аппарат «Алмаз», который не только занимался традиционными научными задачами, но мог при необходимости заняться отстрелом неприятельских спутников, производить разведку и даже бомбардировать стратегические объекты, расположенные на поверхности Земли. В космос этот военно-космический комплекс был выведен 3 апреля 1973 года под названием «Салют-2». Его новая модификация «Салют-3», покинувшая планету 25 июля 1974 года, уже был дополнительно снабжена авиационной скорострельной пушкой. Еще через два года космонавты Павел Попович и Юрий Антюхин провели первые в истории учебные стрельбы в околоземном пространстве.
Тем не менее конкретной информации о том, насколько сильно будет вооружена и опасна российская орбитальная станция, в открытых источниках не обнаружено. Но в связи с тем, что космос и без того максимальными темпами милитаризируется, прогнозы относительно мирного развития околоземного пространства выглядят все более сомнительными.