Информация о закрытии пенитенциарных заведений в селении Сосьва первый раз появилась в начале года. Персонал ИК-15 и ИК-18, практически полностью набранный из местных жителей, такие слухи на первых порах встречал с недоверием.
Уже на официальном уровне о намерении провести реорганизацию колоний в Сосьве в ГУ ФСИН по Свердловской области заявили в конце зимы нынешнего года. В главке приняли решение закрыть ИК-15, соединив ее с ЛИУ-23, и приостановить работу ИК-18 — самой большой колонии в Сосьве. Обе организации имеют статус колоний строгого режима, здесь сидели за убийства, разбой, наркоторговлю в особо крупном размере и пр. По сведениям на 1 января прошлого года, в ИК-15 находились 854 заключенных, в ИК-18 — 988, в ЛИУ-23 — 350. За год количество сидельцев резко уменьшилось. По данным на 1 января текущего года, в ИК-15 пребывало всего 669 человек, в ИК-18 — 388, в ЛИУ-23 — 283.
Руководитель Сосьвенского городского округа Алексей Сафонов перспективу развития поселка видит неутешительной: Персонал колоний зарабатывал хорошие деньги, они тратили эти средства в местных торговых заведениях. Когда закроют колонии, коммерсанты начнут увольнять сотрудников, в поселке вырастет безработица.
Начальник областной пенитенциарной службы генерал-лейтенант Сергей Худорожков, объясняя ликвидацию колонии, предпочитает говорить об убыточности ИК. Он отмечает, что им необходимо выполнить решение ведомства по сокращению служащих в исправительных заведениях. Кроме того, денег ФСИН из бюджета получил намного меньше, поэтому пришлось оптимизировать убыточные ИК.
Генерал утверждает, что ликвидируются те учреждения, которые менее соответствуют современным требованиям. Большая часть из них построена еще в сталинские времена без всяких проектов и нормативов.
В основном заключенные занимаются заготовкой леса и деревообработкой. Еще несколько лет назад, как говорят аборигены и сотрудники колоний, зеков использовали на рубке леса и в работе на лесопилках. Готовые пиломатериалы продавались на лесных биржах открытых при колониях.
Однако со временем все ближние делянки были вырублены, а на дальних местность сильно заболочена, что вынуждает проводить вырубку только зимой. В результате колония начала нести убытки.
Олег Константинов провел за решеткой в сосьвенской ИК-18 десять лет из определенных судом двенадцати, вышел на свободу, но домой решил не возвращаться. В Сосьве решили остаться и многие другие зеки, которые женились и нашли работу. Бывший заключенный пошел трудится в ту же ИК-18. Там он занимался вывозом мусора. Находясь в отпуске, он уже подыскал себе новое место на лесопилке.
Всех уволенных переведут на другие должности в пределах области.
Впрочем, этот случай, по меркам Сосьвы весьма нетипичен. Он сам говорит, что другим сотрудникам, особенно тем, кто не является гражданским, просто некуда деваться. Ближайший город, где имеются определенные шансы отыскать работу — 150-тысячный Серов в котором функционирует металлургический завод.
Особого выбора вакансий в Сосьве нет. Здесь имеется четыре частных мини-завода, занимающиеся переработкой дерева, но все места там заняты. Начальник одной из лесопилок Павел Кудрявцев говорит, что брать людей не будет, так как вакансий у него нет. Кроме того, по его мнению, бывший охранник вряд ли может стать хорошим рабочим.
В ГУ ФСИН утверждают, что всех, кого собираются сократить трудоустроят. По словам Сергея Худорожкова, в других исправительных заведениях области имеется не менее 600 вакансий, как для рядового, так и для командного состава. Для этих людей предусмотрена выдача сертификатов на покупку нового жилья по месту работы.
Надежда Панарина, которая примерно три десятка лет трудилась в ИК-18 мастером по ремонту, говорит, что людям нелегко принять мысль о переезде.
Руководитель Сосьвенского городского округа Алексей Сафонов вот уже несколько месяцев пытается добиться от властей отмены решения о ликвидации колоний.
В середине прошлого месяца в поселке прошла акция протеста против закрытия колоний, в котором приняло участие несколько десятков жителей. Ни одного представителя персонала колонии при этом не присутствовало. По его утверждению именно на этот день было назначено какое-то собрание, которое нельзя было пропустить. Но скорее всего никто из служащих все равно бы не пришел, так как они боятся потерять свои должности, как объясняет Алексей Сафонов. Он считает, что это далеко не последний митинг в Сосьве.
Стороны придерживаются противоположных взглядов на разрешение проблем Сосьвы. Начальство, полагает, что содержать бывших сотрудников будет дороже, чем перевести их на работу в другие местности. Алексей Сафонов уверен, что надо не переселять сотрудников в другие районы, а наоборот загрузить местные учреждения. К примеру, он направил предложение к властям перевести ИК-2, которая находится в центральной части Екатеринбурга — в непосредственной близости от возводимой к чемпионату мира по футболу 2018 года спортивной арены, в Сосьву.
Он отмечает то, что городские власти и так собираются эту колонию перевести за пределы города, а в возглавляемом им поселке имеется необходимая инфраструктура — «ремонтируй и завози заключенных». Поселковый начальник утверждает, что областные власти согласны с его предложением, однако, сколько может потребоваться денег на переезд такого большого числа арестантов и расширение пенитенциарных заведений в его населенном пункте, он не знает.