Согласно данным социологического опроса, который недавно был проведен сотрудниками негосударственной исследовательской организацией «Левад-центр», 29% населения Российской Федерации на продукты питания тратит менее половины своего дохода. При этом около 36% опрошенных тратит примерно половину, а 19% - две трети заработанных денег. И только около 7% респондентов признались, что тратят на продукты питания практически весь свой семейный бюджет. Эксперты раздела «Новости России» журнала для деловых людей «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что данные результаты не показали каких-либо особенных изменений в структуре затрат россиян, несмотря на то, что страна в настоящее время переживает разгар кризиса.
В иследовании «Левада-Центра» принимали участие 1600 жителей Российской Федерации, находящихся в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.
В субъективной оценке доли затрат на продукты питания практически не произошло за последний год. Так, в прошлом году, та же треть населения (31%) тратила на еду меньше половины семейного дохода, 38% — больше половины, 19% — две трети, и еще 7% утверждали, что на продукты уходили все их средства. Однако почти вдвое выросла доля тех, кто затруднился ответить: 9% (в 2014 году — 5%).
Марина Красильникова, руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра», считает, что поскольку в настоящее время наблюдается постоянная динамика роста цен, а также значительная инфляция, в головах россиян могла попросту не устояться новая система расходов. «Это субъективные оценки, они достаточно инерционны. Сама структура потребления под влиянием последнего экономического шока пока существенно не поменялась. Сегодня всё ограничивается экономией на культурных мероприятиях, туристических поездках и т. п. Эти статьи расходов, конечно, сильно сократились, но их роль в семейном бюджете среднестатистического россиянина в среднем невелика — это считаные проценты. Разумеется, мы не можем говорить о падении материального достатка массовых слоев населения, но при этом чувствуются необходимость экономить и опасения дальнейшего снижения денежных доходов», - говорит она.
А вот если сравнивать данные 17 опросов, которые проводились в период с 1992 по 2012 год, сразу заметно существенные изменения в структуре потребления российских семей. Однако весьма примечательным является тот факт, что анализ опросов открыто указывает на значительное улучшение благосостояния семей Российской Федерации. Так, если в 1992 году всего 3% россиян тратили на еду меньше половины дохода, то сегодня это почти треть (29%). Подавляющее число граждан (63%) в 1992 году признавались, что на еду уходили практически все заработанные деньги, сегодня доля таких людей составляет лишь 7%.
«Чем меньше доля расходов на необходимые товары и услуги, особенно на питание, тем свободнее потребитель в выборе, тем полнее он может удовлетворять свои потребности. Причем не просто физического выживания, речь идет о культурном развитии и повышении качества человеческого капитала. Сегодня очень многие говорят о его дефиците, поэтому развитие человеческого капитала — необходимое условие повышения производительности труда. Это национальные задачи, которые сегодня в экономической политике ставятся во главу угла», - проясняет ситуацию политолог «Левада-Цетра», при этом добавив, что улучшение структуры потребления происходит весьма неравномерно. Дело в том, что на протяжении всего периода наблюдения сохраняется достаточно высокий уровень дифференциации денежных доходов населения, то есть разрыв между бедными и богатыми. Социолог назвала цифры, которые были приведенны в исследовании, «немного лукавыми», поскольку они отражают только субъективные оценки россиян — большинство семей не ведут строгий учет доходов и расходов.
Еще одним весьма важным изменением является структура цен на товары и услуги, которые в конечном итоге привели к тому, что все эти годы опережающими темпами росли цены на жилищно-коммунальные услуги. «За эти 20 лет затраты на жилье существенно повысились, поэтому если 55% дохода низкообеспеченные тратят на продукты питания, это еще не означает, что оставшимися деньгами они распоряжаются свободно. Говорить о свободе потребления мы можем только относительно категории более обеспеченных — тех, которые могут приобретать товары длительного пользования, не экономя при этом на повседневных расходах, а их примерно треть», - говорит социолог.
Эксперты также считают нужным отметить, что по данным последнего социологического опроса, 9% жителей Российской Федерации затруднились ответить социологам на вопрос, какую часть своего семейного бюджета они тратят на продукты питания. Возможно, этим вопросом в их семьях, попросту, занимается кто-то другой, а возможно, их заработки настолько высоки, что считать количество потраченных на еду денег, им не нужно.