Нарастающий уровень конфликтности в ситуации вокруг Чечни прокомментировал Андрей Пионтковский. Он убежден, что проект «Кадыров» является бомбой под Россией, тиканье которой раздается все громче. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости России» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
В своей публикации российский политолог и публицист Андрей Пионтковский дал характеристику пребыванию Чечни в составе Российской Федерации. Он полагает, что вызванный имперскими амбициями поход «За Чечню в составе России», по жестокой насмешке рока, оборачивается сейчас кошмаром под названием «Россия в составе Чечни».
Привел политолог выдержки из публикации Дмитрия Фурманова, посвященной Чечне и вышедшей в свет во время Второй чеченской войны. В тексте публикации Фурманов отмечает, что включение Чечни в состав Федерации после всего того, что сделали российские солдаты на территории республики, уподобит Россию человеку, в тело которого заложена бомба с часовым механизмом. То есть взрыв рано или поздно прогремит, но наперед неизвестно, когда именно это произойдет.
Пионтковский напоминает, что россияне провели в Чечне 2 военные кампании, на протяжении которых главной целью называлась территориальная целостность государства, дальнейшее пребывание Чечни в составе России. «Однако территориальная целостность, - подчеркнул политолог, - не предусматривает создание выжженной земли без людей». Россияне воевали с чеченцами, чтобы доказать, что они являются гражданами России, при этом уничтожая населенные пункты Чечни авиацией и системами залпового огня, похищали людей, тела которых потом находили со следами пыток.
По мнению политолога, россияне постоянно доказывали чеченцам истины, прямо противоположные тем, которые провозглашали. Пока россияне называли чеченцев русскими, они делами доказывали, что гражданами России жителей маленькой республики не считают. Примечательно то, что доказательство усвоили не только чеченцы, но и жители других республик Кавказа. Уроки, преподанные россиянами, кавказцы прекрасно усвоили.
Довольно часто, по словам политолога, вспоминают российскому лидеру его пафосный призыв, связанный с сортирами, ставший началом Второй чеченской войны и одновременно одной из причин ее печального для России исхода. Эксперт отметил, что заслугой Путина является правильный выбор, когда вариантами были исход очень плохой и чудовищный. В этом случае чудовищным было бы продолжение войны, направленной на уничтожение чеченского этноса.
После признания Кремлем своего поражения в чеченской войне, по словам Пионтковского, Москва отдала всю власть в Чечне Кадырову и его армии. Проигравшая сторона выплачивает Чечне контрибуции в виде бюджетных трансфертов. В ответ чеченский лидер декларирует не столько свою лояльность к Кремлю, сколько свою личный союз с Владимиром Владимировичем.
Для России, по убеждению Пионтковского, возникшая после присоединения Чечни ситуация лицемерного самообмана продолжаться бесконечно не может. Однако в рамках правящей на данное время диархии «Путин-Кадыров» выходов из этой сложной ситуации просто не существует. Простой выход в свое время отстаивали представители силовых структур, которые изначально не поддерживали создание проекта «Кадыров».
«Для силовиков, - отметил политолог, - урегулирование чеченского конфликта являлось поражением, победу из их рук попросту вырвали». Представители силовых структур воспринимали Чечню как зону своего кормления, местность, где силовики пользовались своей пьянящей властью над жизнью и смертью. В результате двух этих привилегий, воспринимаемых как базовые удовольствия, силовики лишились после создания проекта «Кадыров», за что чеченский лидер с самого начала стал объектом их ненависти.
Конфликт нарастает, бомба тикает.
Удивляется Пионтковский тому, что либеральная российская общественность не понимает сути нарастающего конфликта между российскими силовиками и Кадыровым. В этом случае убийство лидера российской оппозиции Бориса Немцова для сотрудников силовых структур стало не причиной, а поводом для начала решительного выяснения отношений с Кадыровым. При этом нельзя исключать, что сам повод может быть искусно сконструированным.
Сейчас силовики сосредоточили усилия на попытках максимально дискредитировать в публичном поле Кадырова и через него самого хозяина Кремля в случае, если последний откажется чеченского лидера слить. Однако для Путина, по словам политолога, закрытие проекта «Кадыров» станет началом Третьей чеченской войны в условиях, когда Россия признает собственный проигрыш в другой. Помимо этого, образ Владимира Владимировича как спасителя Отечества 1999 года был бы существенно дискредитирован.
«Изменения, происходящие в Чечне сейчас, - отметил Пионтковский, - можно проследить по заявлениям чиновников республики после убийства российскими силовиками на территории Чечни Джамбулата Дадаева». Чиновники республики очень недовольны тем, что российские силовики нарушили монопольное право руководителей Чечни на насилие на этой территории.
Политолог утверждает, что временная отсрочка, данная Москве проектом «Кадыров», похоже, подходит к концу. Однако россиянам, по мнению эксперта, в первую очередь надо думать не над возвращением Чечни в российское правовое поле, а об искоренении имперский амбиций, заставляющих их на протяжении третьего столетия бомбить снарядами маленький клочок земли, населенный непокорными людьми.