Российский журналист Олег Кашин, известный своими оппозиционными взглядами, задается вопросом относительно того, когда же Россия станет настоящей федерацией. Более детально мнение Кашина о том, что на самом деле скрывается под словом "федерация" в названии страны, узнавали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".
Олег Кашин в своей статье, опубликованной интернет-порталом Deutsche Welle, отмечает: если сейчас кем-нибудь из российских политиков произносится "федерализация", то можно даже не сомневаться, речь в данном случае идет о соседней Украине. Говоря о ее федерализации, российские политики имеют в виду необходимость предоставления особого статуса Луганской и Донецкой областям, вплоть до признания официальным Киевом независимости самопровозглашенных республик.
При этом все аргументы в пользу федерализации, звучащие из уст российских политиков, являются еще и весьма рискованными, поскольку федерализация является потенциально наиболее важным политическим лозунгом и для самой России. Государство, федеративное устройство которого указано даже в его официальном названии, на самом деле имеет еще более унитарное устройство, чем имел Советский союз, который казался чересчур централизованным.
Большая часть российских субъектов федерации в действительности имеют внешнее управление. Назначение "губернаторов-варягов", не имеющих зачастую вообще никакого отношения к региону, уже давно воспринимается как нечто обыденное. Таких губернаторов послушно утверждают на данной должности региональные законодательные собрания, в которых большинство принадлежит "Единой России" – политической силе с настолько сильным демократическим центризмом, что любая самостоятельность кого-либо из местных депутатов исключена.
МСЧ, полиция, различные "надзоры" в России вообще не подконтрольны местной власти – управление ими осуществляется напрямую федеральными ведомствами. В стране близка к нулю бюджетная самостоятельность регионов, а в богатых нефтью автономных округах РФ бюджетный дефицит уже в порядке вещей. Настоящим бюджетом в России является только один – федеральный.
В современной России нет настоящего федерализма, и вся страна управляется из кремля – Кашин.
Кашин обращает внимание на то, что Россия просто не была бы Россией, если бы вопрос федеративного устройства страны не сопровождался бы неразрешимым парадоксом. В современной России просто нет настоящего федерализма, и вся страна управляется из Кремля. Исключением является Чечня – не так давно вся страна на протяжении нескольких недель наблюдала, как в ходе расследования убийства Бориса Немцова федеральные силовики постоянно упираются в невидимую стену, окружающую управляемую Рамзаном Кадыровым республику. С данной стеной не могут ничего поделать - как оказалось, всесилие следственного комитета РФ и Федеральной службы безопасности заканчивается там, где начинается власть президента Чеченской республики.
История чеченской девушки Хеды Гойлабиевой, которою выдали замуж за пожилого женатого чеченского силовика уже никого и не удивляет – федеральным чиновникам в данной ситуации остается только делать вид, что ничего такого не произошло, поскольку в ином случае им бы пришлось признать: на территории Чеченской Республики федеральные законы не действуют. Данная республика является наиболее наглядным примером неполной подконтрольности региона страны центральной власти, однако это вовсе не единственный пример.
Есть еще и Краснодарский край, который был превращен бывшим губернатором Александром Ткачевым в своеобразную "внутреннею империю". Руководители практически всех регионов Российской Федерации одинаково клянутся в верности президенту страны Владимиру Путину, и на первый взгляд различия между ними практически незаметны.
Однако в случае ослабления федеральной власти – а она не застрахована от разного рода кризисов, "особые" российские регионы во главе с Чечней первыми вспомнят о своей самостоятельности, а за ними постепенно потянуться и остальные, даже, которые сегодня являются образцом лояльности по отношению к Кремлю. Путин за время своего правления приложил немалые усилия для того, чтобы превратить РФ в унитарное государство, однако Россия, подчеркнул Кашин - это слишком большая страна для того, чтобы перестать быть федерацией.