Сравнивание «УПЦ митрополита Владимира» с «УПЦ митрополита Онуфрия» - задача и легкая, и бессмысленная в одно и то же время. Такое мнение высказала Екатерина Щеткина в статье для «Зеркало недели. Украина». По утверждению журналистки, церковь под проводом митрополита Владимира была непростой структурой, в которой главным был принцип сдерживания и противовесов. Всякая политика реализовывалась при помощи «малых шагов», в противоположном случае при таком хрупком балансе не получалось никак.
Что касается митрополита Онуфрия, то он намного прост и прям. Его самые близкие помощники, и в главную очередь митрополит Антоний, попросту или не стремятся, или не могут, или не имеют никакой потребности проводить самостоятельную политику. Кремль как источник власти их совершенно устраивает, или же полностью держит в руках.
Как отмечают эксперты раздела «Новости мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер», УПЦ, которая на время предстоятельства митрополита Владимира была охвостьем МП, в настоящее время в очередной раз вынуждена вновь использовать его в своем названии. Только теперь это будет как ярлык. И не имеет значение то, насколько бы некоторые священнослужители или даже владыки ни относились с раздражением на это МП — утверждая, что мы, мол, украинская, а не московская церковь, — оно прикреплено к УПЦ упорно, как вагон к паровозу. Или, скорее всего, наоборот — в роли локомотива выступает МП. Таким образом, предложение переименовать УПЦ МП в «РПЦ в Украине», которое некоторые называют шуткой или провокацией, — не более, чем требование языковой логики.
Но после того как на Донбассе начались военные действия, всякие сомнения относительно того, что УПЦ МП имеет свое место в геополитическом проекте Кремля, исчезли.
Конечно, можно усидеть на двух стульях, однако это будет продолжаться исключительно до того момента, пока они не начнут разъезжаться по разным сторонам. Совет относительно определения, выбора одного из стульев, не имеет никакого смысла, поскольку УПЦ МП сохраняет свою ценность для Москвы как раз в таком раскоряченном состоянии. И даже если она, в конечном итоге, грянется оземь, в этом случае для Кремля, не для Украины, найдутся свои преимущества.
Онуфрий – лучший вариант для Москвы.
Митрополит Онуфрий, как оказалось, для Кремля является едва ли не самым оптимальным выбором с учетом условий военного времени. Онуфрия знают как человека, преданного идеалам именно русского православного мира, и в частности для Московского патриархата. Не секрет, что если монах дисциплинированный, то он, если нужно, готов пойти на страдания. Для него не имеет никакого значения факт того, что «русское православие» уже далеко не то, оно эволюционировало в гражданскую религию русского народа и России, и никакого места для Украины там уже не осталось.
Пока продолжал свое действие проект христианского универсализма или даже просто канонических территорий — было возможным «хранить верность». Но сейчас, увы, ни о каком христианстве, православии и уже даже «русском православии» речи не идет. Скорее всего, это вера — «в царя и отечество», пасха — 9 мая, божество — «Святая Русь», реликвия — знамя победы, георгиевские ленточки — вместо нательных крестиков, а раз уж начали освящать храмы в честь «павших при исполнении» работников НКВД—МГБ—КГБ, видимо, и соответствующие канонизации не за горами. О каком универсализме здесь может идти речь?
И несмотря на все это, «настоящий монах» митрополит Киевский, аналогично еще одному его ближайшему помощнику, еще одному «настоящему монаху» — управделами Киевской митрополии митрополит Антоний — ничтоже сумняшеся помогают Московской патриархии реализовывать свою часть гибридной войны.
Если верить патриарху Кириллу, в Украине война имеет религиозный оттенок, ее сопровождают попирание прав и страдания «канонической церкви». В частности, как раз с подобными жалобами посещал Страсбург митрополит Антоний — он, в частности, жаловался на «униатов и раскольников», которые, не исключено, всю эту кашу и заварили ради того, чтобы вытеснить каноническое православие с его канонической территории... Стоит отметить, что дипломатическое ведомство Московской патриархии трудится изо всех сил. Тот факт, что патриарх Кирилл не так давно стал доктором гонорис кауза российской дипакадемии, — совершенно заслуженная награда. В том, что касается Украины и военных действий на Донбассе, он сделал и делает не меньше, чем руководители Лаврова, скованное с одной стороны Кремлем, с другой — всеобщей брезгливостью.
Управление делами Киевской митрополии согласились принять и благосклонно выслушали в Страсбурге, комиссия Всемирного совета церквей посетила Украину и разразилась достаточно комплиментарным для УПЦ МП коммюнике. В конце-концов, «сдержанная» позиция Ватикана и лично папы Франциска. Все эти видимые и еще большое количество менее заметных успехов МП и его ОВЦС могут записать на свой счет. В то время как дипломаты и главы стран Евросоюза и США изо всех сил обрабатывают российское руководство, вводят санкции, вследствие которых на нефть и просто всеобщим «фе», Московский патриархат ничем и никем не ограничен и ведет борьбу по своим каналам. И он-то, в отличие от своего кремлевского патрона, остается кругом «рукопожатным».