Российским журналистом и военным экспертом Павлом Фельгенгауэром определена как сильно преувеличенная, в частности из-за плохой танковой эргономики, распространенная информация про исключительность и мощь российских новых танков «Армата» (Т-14). Об этом 17 мая информирует «Биржевой лидер» со ссылкой на опубликованную Фельгенгауэром статью в «Новой газете».
Для усиления броневой защиты танка его разработчиками уменьшен максимально отсек для экипажа. Из-за этого не влезть в бронекапсулу в полной боевой амуниции.
По мнению Фельгенгауэра, из такой техники в броне и не выбраться экипажу в случае ее поражения. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что на репетиции военного парада в Москве перед памятной датой 9 мая, когда данный танк внезапно заглох, виноват не его двигатель, а явная невозможность управлять нормально техникой.
Никудышняя эргономика есть давней русской традицией, исходящей из понимания воинской службы как тяготы.
Эргономика, как известно, подразумевает под собой приспособление должностных и функциональных обязанностей, объектов и предметов труда, рабочих мест для наиболее эффективного и безопасного труда работников (воинов, в данном случае), исходя из психических и физических особенностей его организма. Так вот, эргономические трудности в Т-14, похоже, доведены до предела: в ходе генеральной общей репетиции 7 мая перед военным парадом на Красной площади бронемашина «Армата» замертво и надолго встала прямо у Мавзолея.
С нею все, кстати, было в порядке, но «отказал» водитель-механик, которого заменили специалистом «Уралвагонзавода», заведшим мотор и уведшим сам танк. Его дико сдавленный и неудобный внутренний объем заставляет экипаж терять быстро способность к адекватному управлению техникой, что случилось очевидно на брусчатке Красной площади.
Эксперт к тому же уверен, что броня лобовая у «Арматы» не является такой крепкой, как принято считать, а подвергнуть ее испытаниям не представляется возможным. Ведь в российских арсеналах нет противотанковых средств, которые были бы сравнимы с немецкими или американскими для проведения достоверных испытаний. Поэтому на парадном мероприятии 9 мая всеобщее внимание пока еще было сосредоточено на Т-14 с гусеничной универсальной платформой «Армата». Вся красота эта - конечно, не боевая еще машина, а лишь прототип, которому предстоят государственные испытания, но президент Российской Федерации Владимир Путин его похвалил уже.
С земли трудно ощутить какое-либо отличие самолетов Су-35 от Су-30, однако иное дело – новейшие танки с навороченными угловатыми башнями и заостренной хищноброневой лобовой защитой. С момента своего изобретения в ходе Первой мировой войны танковая бронетехника всегда была на острие любых военных кампаний: в песках Ближнего Востока, в степях под Донецком, в афганских и кавказских горах. И потом везде оставались обгоревшие и ржавеющие скелеты и остовы броневой техники преимущественно советских образцов в разной модификации с характерно оторванными башнями.
Много снимков сегодня поступает из Донбасса: сгоревшие украинские Т-64 или российские Т-72 со скособоченными или улетевшими в кусты башнями – это при попаданиях сдетонировали боекомплекты снарядов вместе с зарядными гильзами с порохом в автоматах заряжания в обитаемых боевых отсеках машин. Экипажи разорваны в клочья или сгорели (иногда могут выжить механики-водители). Машины не подлежат восстановлению.
У зарубежных танкистов более умеренные потери, поскольку им не приходится подвергаться мгновенным детонациям в обитаемых боевых отсеках: нет автоматов заряжания пушек, а снаряды изолированно уложены за скользящими бронезаслонками в контейнерах с вышибными панелями. Заряжающие достают нужные снаряды из укладок, досылают в стволы, и заслонки закрываются. В случаях детонации снарядов при попаданиях вылетают панели в контейнерах с боеукладками, и ударные волны рассеиваются снаружи, а не разрывают танки изнутри, как российские Т-72, или Т-80, или новейшие Т-90, или украинские Т-64.
В шестидесятых годах прошлого века в Советском Союзе при разработках нынешних поколений бронетехники вступили, как сейчас понятно, на принципиально неверный путь: началось создание танков с автоматами заряжания, обрекающими танкистов на смертельную опасность перед мгновенной детонацией в обитаемых боевых отсеках, и уменьшенными до трех бойцов экипажами, довольно легкие (до 45 тонн), подвижные и приземистые, с мощными пушками.
У модернизированных, однако сравнительно недорогих российских и украинских танков и сегодня существует определенная популярность в государствах третьего мира с высоким уровнем рождаемости. Но у русских ситуация иная, и даже их начальство уяснило, что делать надо что-то новое принципиально. Выпуски Т-80 и Т-72 были прекращены, модернизация для Т-90 удорожала только конструкцию, но при этом в принципе не устраняла конструктивные коренные недостатки. Из таких нужд и родился «Армата» (Т-14).
Если рванет там, то должны люди уцелеть. Сидит не в башне командир, а перед ней в танковом корпусе, поэтому ни высунувшись каким-либо образом в люк, ни через триплексы толком ничего не может увидеть. Поэтому башня и корпус Т-14 обильно насыщены всяческими видеокамерами, датчиками и сенсорами. Есть даже радары с фазированными решетками, как у современных истребителей, которые, как утверждают, способны контролировать одновременно свыше полусотни наземных и воздушных целей в радиусе до сотни километров.
Российский военный эксперт раскритиковал танк «Армата»
Автор: Александр Абрамович
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.