Всероссийский успех акции «Бессмертный полк» спровоцировал активную дискуссию в социальных сетях, в том числе в вопросах попыток правительства перехватить инициативу у организаторов данной народной кампании, с целью придать ей государственно-патриотический характер. Хватает подтверждений и доказательств того, что во время шествия 9 мая с участием президента Российской Федерации были мобилизованы бюджетники и студенты, некие из которых по завершению марша побросали портреты участников войны на мостовую.
Московский филолог и корреспондент Андрей Десницкий выступал с инициативой создания еще одной массовой акции, под названием «Бессмертный барак», чтобы почтить память миллионов жертв сталинских репрессий. Вот о чем написал Десницкий: «Вероятно, что-либо начнет значительно меняться после того, как за «Бессмертным полком» последует «Бессмертный барак» с фотоснимками тех, кого убили в расстрельных рвах, умер в лагерях либо просто прошел через них. Не обязательно в виде демонстрации – это может быть просто ряд мемориальных табличек либо памятников, какие устанавливают жертвам холокоста в Европе. Однако обязательно с фамилиями и обязательно каждому. Те, кто умер в расстрельных рвах и на колымских приисках, смогли оставить мало потомков. Да и из тех, кто был рожден, большинство не знали о своих отцах: им лгали, что отец умер каким-либо другим образом, либо вообще рассказывали про абсолютно другого отца. А большая часть и вовсе росла в детских домах. Они не могли гордиться убитыми отцами и дедами, в отличие от детей фронтовиков. А те, кто выжил, не выходил встречаться к Большому театру раз в год со слезами на глазах. Старались не рассказывать про это много, и народ старался об этом забыть и жить дальше. Очень редкий может быть данный поток «Бессмертного барака», даже если выйдут все, кто помнит». Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Идея Десницкого встретила обширный отклик в социальных сетях, множество пользователей которых в праздничные дни загружали в сети фотоснимки своих родственников – ветеранов войны и спорили по поводу попыток правительства превратить День Победы в казенное торжество.
«Очень много людей в нашем государстве пострадали в процессе войны в самых различных обстоятельствах», – рассказал Андрей Десницкий в комментариях для «Радио Свобода». «Память о тех, кто оставил собственные жизни на войне либо получил ранение, либо просто прошел через тяготы военного времени – это предмет гордости миллионов семей. Однако отмечено довольно много людей, расстрелянных сталинским режимом, репрессированных, умерших и пропавших без вести, о которых нам ничего не известно, потому что о них не решались говорить даже в семьях либо придумывали о них ложные семейные истории. У большинства из подобных людей не осталось потомков», - рассказывает он.
Он рассказал, в данной связи он стал задумываться о судьбе своей прибалтийской бабушки и ее сестры, Илзе и Веры Апсе. Обе они вступали в замужество за русских. У одной, Илзе, супруг был убит на следствии в 1937 году, а сын умер во время несчастного случая. «Больше у них детей не было. У другой, Веры, за супругом тоже приходили, но не застали, он находился в командировке, и в итоге прошел всю войну, родил трех сыновей, в том числе моего отца», - говорит он. В итоге память его деда-ветерана есть кому почтить, а память другого человека, который погиб, почтить уже просто некому. И мне кажется, об этом тоже стоит помнить. К сожалению, тут все гораздо менее очевидно, чем в шествии с портретами ветеранов и героев войны, но так или иначе это также часть нашей истории».
Пока это только разговоры в «Фейсбуке». С другой стороны, приятно удивился отклику. Большинству людей это понравилось, некоторые уже стали что-то публиковать – фотоснимки своих родственников и другие материалы. «А мне самому стало стыдно, так как я даже не помню, как зовут того супруга сестры моей бабушки. Фамилия припоминается, а имя – нет. Надо будет узнавать у родных», - делится он.
Прошедший юбилей Победы оставил сложные впечатления. «Я с радостью вспоминаю свое детство, когда мы прибывали ежегодно 9 мая к парку у Большого театра (а мы проживали недалеко), и там проводили встречи ветераны. Это был праздник со слезами на глазах, и это не поэтическое преувеличение, а в самой действительности так и было. Люди обнимались, плакали, встречались, и каждый раз их было все меньше, и они сами это понимали. Когда в настоящее время я вижу людей, явно не владеющих личным военным опытом, которые не столько вспоминают о трагическом событии в истории государства, сколько применяют его как некий повод: «Мы имеем право, потому что они смогли победить», – мне становится не по себе. А когда я замечал (а я это замечал периодически), как по городу ездят на автомобилях с надписями типа «Если требуется – повторим», то спрашиваю себя: 28 миллионов умерших – повторим, полгосударства разрушенного – повторим? Но такие граждане, скорее всего, вообще не понимают, о чем этот разговор!» - сетует Десницкий.