Первый вице-премьер России Игорь Шувалов, который считается главным менеджером страны по выходу из состояния кризиса, считает, что самый худший прогноз относительно событий в экономике страны подошел к концу. Об этом пишут эксперты раздела «Новости России» издания для инвесторов «Биржевой лидер». В интервью ТАСС чиновник заявил, что самые пессимистические сценарии, которые допускались в октябре и ноябре, не стали действительностью. «Такого кризисного состояния, в отношении которого мы отрабатывали мероприятия антикризисного плана, нет», - заявил чиновник.
За минувший год ВВП России сумел вырасти всего на 0,6 процента. Представители правительства непрестанно апеллировали к кризису и пытались переложить ответственность на других, но подобное отношение к насущным проблемам постепенно могло бы спровоцировать недовольство даже у российского общества, которое традиционно доверяет власти. Именно поэтому специалистам по типу Шувалова приходится говорить о преодолении кризиса вместо реального поиска путей реального достижения такой цели.
Также он отметил, что постоянно акцентировать внимание на кризисе уже не является актуальным. И подобный подход становится превалирующим в российских средствах массовой информации.
Русская служба «Голоса Америки» попросила предоставить комментарий ситуации директора Института стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики Игоря Николаева.
Кризис в России – это надолго.
Эксперт считает, что в России кризис быстро не закончится, а это немногие осознают. Также, по словам Игоря Николаева, особенность кризиса в том, что его по ошибке связывают почти исключительно с упавшими ценами на нефть и санкциями. То, что это не отвечает действительности, подтверждается достаточно легко. В этом можно убедиться, проанализировав динамику развития экономики Российской Федерации в последние четыре года - после первой волны мирового кризиса 2008-2009 годов. В результате наблюдений получается, что темпы роста экономики активно падали – от 4,5 процента в 2010 году до 0,6 – в 2014-м. Более того, темпы падали, когда еще были довольно высокие цены на нефть, а санкций не ввели. Это значит, что недостаток структурного реформирования действительно начал сказываться на общем состоянии экономики, стала ощущаться высокая налоговая нагрузка. Таким образом, проблемы существенно глубже, и на выход из кризиса может потребоваться гораздо больше времени.
Игорь Николаев считает, что обвального падения экономики не произойдет, но от этого не станет легче. Кризисы, которые развиваются не лавинообразно, а медленно – и это доказано мировой экономической историей – могут быть куда более болезненными. Намного длительный вход, более глубокие последствия и более долгий, с неясными перспективами выход из кризиса.
Оценивая влияние введенных странами Запада санкций по отношению к Российской Федерации, эксперт заявляет, что они, без сомнений, оказывают негативную роль. Правда, и без санкций и даже без снижения мировых цен на нефть экономика России все равно вошла бы в кризис в 2015 году. Последние исследования, в котором мы оценивали вклад санкций в движение темпов роста ВВП, показали, что по итогам 2014 года вышло минус 0,2 процента. Сейчас в процентных пунктах от ВВП этот показатель может составить от 1 до 1,5 процента. Именно это и предполагается санкциями. Например, если падение экономики будет, как прогнозирует МФВ, 3,8 процента, то в этом падении от 1 до 1,5 процента – это именно вклад санкций. Если вычесть эти цифры, то получается, что и без санкций падение экономики было существенным. А санкции только усугубляют положение.
Также не удастся избежать проблем с Керченским мостом, но они могут возникнуть не из-за отсутствия достаточного финансирования, а предопределяются тем, что никуда не исчезла угроза на девальвацию рубля. В принципе, за последнее время национальная валюта России укрепилась, однако это только на некоторое время. Спустя некоторое время, по оценкам экспертов, начнется очередная волна ослабления, в результате чего окажется, что выделенных планово миллиардов будет явно не хватать. То есть ослабление рубля, его обесценивание и приведет к тому, что крупные проекты будут сталкиваться с нехваткой финансирования. А резервный фонд уже меньше, чем через два года (фактически в 2016 году) будет весь исчерпан. Появляется вопрос: где в таком случае брать деньги? Фонд национального благосостояния тоже, в общем, расписан. Поэтому практически все крупные проекты столкнутся с недостаточность финансирования. И в этом, в принципе, нет никакого сомнения.
Высокая цена введенных санкций для России.
Эксперты на Западе говорят о высокой цене для России, имея в виду, главным образом, санкции. И здесь они определённо преувеличивают значение введенных мер с точки зрения создания трудностей для российской экономики, которая, повторю, уже и без того испытывает очень серьезный спад. Безусловно, оценки типа «разорвана в клочья», выдаваемые американской администрацией, явно преувеличены. Никто не хочет отрицать, что трудности у России серьезные и становятся все серьезнее. Но, опять же, эта проблема далеко не в первую очередь предопределяется санкциями, хотя их негативное значение со временем и будет увеличиваться. Результаты наших исследований говорят именно об этом.