«В стремлении побороть коррупцию в России депутаты предлагают конфисковывать имущество подозреваемых в коррупции и их родственников, законность приобретения такового имущества предложено доказывать в суде», - сообщает издание «Биржевой лидер».
Законопроект, подготовленный представителем «Справедливой России» в парламенте О. Ниловым, внесен в Госдуму на рассмотрение. В представленном законопроекте предлагается конфисковывать имущество самого коррупционера, а также предусматривается возможность привлечения близких подозреваемого с целью выяснения на суде, на какие средства приобретено то или иное имущество, и были ли при этом заплачены налоги. При этом, как пояснил депутат ГД Нилов, уголовная ответственность для окружения коррупционеров пока не предусмотрена, под возможные проверки, согласно предложенному закону, подпадут не только ближайшие родственники обвиняемых в коррупционных действиях, но и дедушки и бабушки, внуки, а также иные лица среди близких коррупционеру людей. Для выполнения предложенных инициатив, по мнению депутата, необходимо создание специального властного органа.
Под конфискацию имущества, согласно внесенному в Госдуму документу, попадают преступления, связанные с созданием банды или участием в ней, контрабанда, наркотики, взятка, растрата, легализация незаконно нажитого, проституция, мошенничество и прочие. За подобные преступления вырастут сроки наказания, что сделает невозможным вынесение условных сроков.
Нынешняя думская инициатива стала не первой попыткой привлечь к взысканиям родственников коррупционеров. Российская власть в последнее время пытается показать обществу, да и самим лицам, замешанным в таких действиях, что государство не намерено более терпеть разрастание опасной тенденции. Как доказательство тому были совершены задержания чиновников, в том числе федерального уровня, подозреваемых в коррупции. Пытаясь внедрить новые нормы законодательства, по которым родственники или близкие к коррупционерам люди давали бы отчет о своих тратах, российские представители власти ссылаются на аналогичный опыт в других странах. Так, например, в Норвегии действует норма «расширенной конфискации», согласно которой конфискуется не только имущество преступника, но и его супруги. Однако с получением возможности привлечения к ответу широкого круга родственников преступников возникает и другая опасность - осуществление чрезмерного давления на неугодного представителя общества, обвиняемого, например, по сфабрикованному делу.
Генпрокуратура за расширение конфискации и ужесточение наказаний.
Российская Генпрокуратура также подготовила свои поправки в законы относительно появления возможности, обязывающей подозреваемого давать показания в суде по законности нажитого имущества. Зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Э. Валеев считает, что никаких проблем с утверждением данных поправок быть не должно, они помогут учитывать все возникающие варианты.
Согласно предложению Генпрокуратуры, суд по заявлению прокурора может принять решение о конфискации в пользу государства имущества или денежных средств, которые напрямую не являются предметом преступления, но обнаружены у подозреваемого в ходе расследования преступлений в связи с получением значительных доходов. Необходимо лишь иметь достаточные основания полагать, что средства и имущество были получены с отсутствием законных оснований.
Согласно информации из недавнего доклада российского генпрокурора Ю. Чайки, по итогам прошлого года ущерб от преступлений с коррупционной составляющей составил около 40 млрд. рублей, что наполовину больше, чем за предыдущий год. Ежегодный доклад о состоянии законности в стране сообщил, что за коррупционные преступления к уголовной ответственности привлечены около 1,6 тысячи властных должностных лиц федерального и регионального уровней. Среди них свыше 490 лиц представляли исполнительную власть федерального уровня и около 1100 представляли органы исполнительной власти субъектов Федерации. Благодаря мерам организационного и практического характера удалось существенно повысить результаты работы по возмещению ущерба, причиненного преступлениями коррупционеров. В том числе добровольно погашен ущерб в сумме 2,4 млрд. рублей, взысканию подлежит после принятых мер в сумме свыше 23 млрд. рублей, в том числе изъято имущества на 4,5 млрд. рублей, арест наложен на сумму около 19 млрд. рублей.
По сведениям Генпрокуратуры, преступления коррупционного характера чаще всего, как и раньше, совершаются в сфере реализации государственных и региональных программ, организации торгов, аукционов, конкурсов, контрольно-ревизионной деятельности. Кроме того, в связи с введенными ограничениями на поставки некоторых товаров из отдельных западных стран выявлены факты должностных преступлений коррупционного характера среди представителей таможенной службы и «Роспотребнадзора» в связи с провозом запрещенных товаров через третьи страны. Генпрокурор РФ Ю. Чайка выступил с предложением по ужесточению наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления, включая коррупцию, таким образом, заменив штрафы на лишение свободы. По мнению Чайки, штрафы не могут в полной мере обеспечить принцип неотвратимости наказания.