С 1 июня текущего года в России ужесточается антиалкогольный закон. Уже сейчас эксперты считают, что соответствующий нормативно-правовой акт нанесет существенный урон и производству других популярных среди народа товаров. Дело в том, что из-за запрета из полок российских магазинов и супермаркетов вполне могут исчезнуть определенные кремы, средства для мытья посуды и даже влажные салфетки.
Производители с сожалением констатируют вероятные потери миллиардов рублей прибыли. Специально для соответствия новым законодательным нормам известные торговые сети постепенно стали избавляться от товаров, которые совсем скоро будут находиться под запретом. Всему виной очередные поправки в закон о государственном регулировании производства и оборота алкоголя. С 1 июня власти снижают порог содержания спирта в той продукции, для изготовления и последующей продажи которой в обязательном порядке необходимо получать лицензию. Пока этот порог составляет 1,5 процента, но совсем скоро он опустится до уровня 0,5 процента.
Участники рынка теперь обязаны получать предварительно лицензию от Росалкогольрегулирования. При этом всем самая главная их проблема на сегодняшний день заключается в том, что ранее произведенные товары, которые с 1 июня будут запрещены, попросту некуда девать, а за столь короткий промежуток времени их невозможно будет реализовать. Уже известно о том, что под действие новых поправок в закон могут попасть разнообразные жидкие средства, предназначенные для стирки, мытья посуды, кондиционеры для белья и другие существующие на данном этапе чистящие средства. Не являются исключением полироли, кремы для обуви, освежители воздуха любого вида и влажные салфетки. В любом случае серьезный удар будет нанесен по производительности бытовой химии. Не стоит исключать вариант с появлением дефицита, который продолжится до тех пор, пока изготовители не предоставят на суд гражданского населения альтернативную продукцию, уже подпадающую под действие российских норм.
Ранее государственное регулирование алкоголя уже неоднократно наносило урон основным производителям косметики и парфюмерии. Еще в 2006 году они фактически были превращены в побочных жертв, ведь почти четверть их основной продукции содержала в себе спирт. Парфюмеры вынуждены были тогда в обязательном порядке закупать современную аппаратуру ЕГАИС, но для продолжения профессиональной деятельности нужно было еще и получить от контролирующих органов лицензию на торговлю собственной продукцией. В результате соответствующий рынок в определенный момент фактически встал, из-за чего государству пришлось в срочном порядке выводить оптовиков из-под действия ЕГАИС. Основная суть проблемы заключалась в том, что исключительно 10 процентов производителей могли соответствовать новым правилам, но их мощностей не хватало бы для того чтобы обеспечить товарами огромное государство. До вступления в силу очередных поправок в закон осталось совсем мало времени, но никто из уполномоченных должностных лиц не может со стопроцентной уверенностью сказать о том, что будет с продукцией, произведенной до 1 июня текущего года.
ЕГАИС устанавливает тонную грань между 0,5 и 1,5 процентами.
Достаточно сложно на сегодняшний день без профессиональной проверки сделать вывод о том, какие именно группы товаров с первого числа следующего месяца официально будут находиться под запретом. Нынешний председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова считает, что разница между 0,5 и 1,5 процентами слишком тонкой. Многие современные этикетки содержат на себе надпись «до» или «не более» 1 процента спирта. Сложно пока сказать, будут ли уполномоченные представители государственных контролирующих органов проводить полноценные проверки.
Следует понимать, что сами компании далеко не всегда обладают достоверной статистикой, касающейся того, сколько конкретно спирта содержится в той или иной продукции. Представитель одной из наиболее крупных российских парфюмерных компаний накануне выразил уверенность в том, что общий оборот товаров в стране, которые содержат от 0,5 до 1,5 процента спирта, составляет 200-250 миллионов американских долларов. Не сложно сделать вывод, что в случае необходимости строгого соблюдения норм законодательства, компании столкнутся с серьезными убытками.
Судя по предварительно проведенным анализам, только потери жидких средств для стирки оцениваются в 1,35 миллиарда российских рублей. При этом всем Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) изначально предназначалась для того чтобы убрать с полок супермаркетов контрафакт. В результате вновь оказалось, что уполномоченные представители государственной власти просчитались, ведь они наносят урон своим же производителям. Следует понимать, что отсутствие на прилавках тех или иных групп товаров автоматически является поводом для развития контрабанды. Как бы на выходе не получилось, что борьба с контрафактом не стала катализатором к развитию данной запрещенной деятельности. В любом случае производители парфюмерии и косметики уже выразили свое недовольство установленной системой.